Анализ рентабельности и доходности предприятия

Анализ годового отчета предприятия, в том числе отчета по прибылям и убыткам, позволяет ответить на один из важнейших вопросов — способно ли предприятие обеспечить прибыль в достаточных размерах? В экономике существует такой показатель, который позволяет ответить на поставленный вопрос. Этим показателем является рентабельность предприятия.

Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Рентабельно работающие предприятия способны вести расширенное производство.

Активы предприятия финансируются за счет собственного и заемного капитала. Взаимосвязь прибыли предприятия и вложенных средств можно рассмотреть на рис. 9.4.

Ключевой индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), называется уровнем общей рентабельности.

Уровень общей рентабельности = (Общая прибыль ´ 100) / Активы

Это показатель для более полной характеристики предприятия в плане его рентабельности можно дополнить индикаторами рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

Анализ рентабельности и доходности предприятия - student2.ru Рис. 9.4. Формирование прибыли на предприятии от вложенных средств в производство

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками:

Рентабельность оборота = (Общая прибыль ´ 100) / Валовая выручка

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала:

Число оборотов капитала = Валовая выручка / Активы

Уровень общей рентабельности предприятия равен произведению рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

С точки зрения собственника предприятия интерес представляет окупаемость собственного капитала. Уровень рентабельности собственного капитала определяется аналогично предыдущей формуле, но при этом в качестве активов выступает собственный капитал.

Таким образом, основные направления повышения уровня общей рентабельности предприятия связаны с увеличением рентабельности оборота и увеличением числа оборотов капитала предприятия. Однако одно и тоже значение показателя «уровень общей рентабельности» может быть достигнуто различными способами комбинирования ключевых индикаторов — рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

На производственных предприятиях, как правило, достаточно высока рентабельность оборота при относительно небольшом числе оборотов капитала. Это связано со значительными вложениями средств в основной капитал и достаточно длительным производственным циклом изготовления готовой продукции.

В большинстве торговых предприятий необходимый уровень общей рентабельности достигается за счет большого числа оборотов капитала при низкой рентабельности оборота (предприятия по торговле продуктами питания и повседневного спроса).

При оценке финансово-экономического положения предприятия важным показателем является — доходность предприятия. Под доходностью в самом общем виде понимается отношение доходов (выручки) предприятия к его издержкам. В данном случае наиболее целесообразно все возникающие издержки на предприятии представлять в виде постоянных и переменных издержек.

Первым ключевым индикатором, при помощи которого можно оценить степень доходности предприятия, является коэффициент покрытия.

Коэффициент покрытия =

= (Величина покрытия / Валовая выручка) ´ 100

Коэффициент покрытия определяется отношением величины покрытия к валовой выручке в процентах.

Величина покрытия товара — разница между ценой реализации товара и величиной переменных издержек. Соответственно под средней величиной покрытия товара понимается разность между ценой реализации единицы товара и величиной средних переменных издержек. Величина покрытия товара показывает, какая часть средств идет на покрытие постоянных издержек предприятия и на формирование прибыли.

Изучая динамику изменения коэффициента покрытия по результатам деятельности предприятия, можно оценивать перспективы предприятия. Уменьшение коэффициента покрытия на предприятии является одним из тревожных симптомов его неблагополучного положения. На уменьшение коэффициента покрытия могут влиять ряд факторов:

- снижение цены реализации;

- рост средних переменных издержек (как правило, связано с ростом закупочных цен);

- ухудшение структуры сбыта, т.е. уменьшение в производственной программе предприятия доли товаров с более высоким коэффициентом покрытия.

Так как величина покрытия товара связана с компенсацией постоянных издержек и формированием прибыли, то можно определить такое состояние, при котором не предприятии хватает средств лишь на покрытие постоянных издержек.

Соотношение между частью величины покрытия, идущей на формирование прибыли, и постоянными издержками определяется ключевым индикатором — бесприбыльным оборотом. Бесприбыльный оборот соответствует такому объему реализации продукции, при котором прибыль у предприятия равна нулю. При бесприбыльном обороте величина покрытия в стоимостном выражении соответствует постоянным издержкам. Предыдущая формула легко трансформируется в формулу по определению величины бесприбыльного оборота (величина – постоянные издержки, а валовая выручка – бесприбыльный оборот).

Бесприбыльный оборот =

= (Постоянные издержки : коэффициент покрытия) ´ 100

Бесприбыльный оборот исчисляется в стоимостных единицах измерения и показывает минимально допустимую валовую выручку предприятия. Из формулы видно, что уменьшение коэффициента покрытия вызывает увеличение бесприбыльного оборота, что является одним из факторов, снижающих надежность деятельности предприятия. Иными словами, предприятие становится более уязвимым на случай незапланированного снижения объемов реализации продукции и соответственно уменьшения валовой выручки. Степень уязвимости предприятия в данном случае может быть определена (выражена) показателем — запас надежности.

Запас надежности = (Валовая выручка – Бесприбыльный оборот) ´

´ 100 / Валовая выручка

Наши рекомендации