Метод и приемы экономического анализа
Методы :
1. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчётности с данными на начало отчётного периода или отчётными данными предыдущих периодов
2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. Он позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или его разделам
3. Трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции
динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Он используется при проведении перспективного,прогнозного анализа
1. Использование различных финансовых коэффициентов, т.е. относительных величин, при исчислении которых одну из величин принимают за единицу, а другую выражают как отношение к единице
2. Сравнительный (пространственный) анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, его
подразделений и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями
конкурентов, со средними отраслевыми и средними общеэкономическими данными
3. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Приемы экономического анализа | |
Качественные (логические) | Количественные (Формализованные) |
ü приём сравнения ü детализации ü обобщения ü выделения «узкого места» ü выделение «ведущего звена» ü приём группировки (структурной) ü эвристические методы (методы экспертных оценок: комиссий, суда, "мозговой атаки", "Дельфи" и метод анализа иерархий) | Ø традиционные методы экономической статистики: · элементарные методы обработки расчетных данных; · метод группировки данных (аналитической); · метод расчета индексов |
Ø классические методы экономической аналитики: · прием ценных установок; · метод абсолютных разницы; · метод относительных разниц; · индексный метод; · метод пропорциональное деление; · балансовый; · интегрированный метод; · метод логарифмирования. | |
Ø экономико-математические методы: · стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный анализ и метод главных компонент. · прогнозирования: регрессионный анализ, экспоненциальное сглаживание, прогноз на основе преобразования Фурье с учетом сезонных колебаний · классификации: кластерный; теория распознания образов и т.д. · оптимизации: математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания; · методы имитационного моделирования |
– Основные эвристические приемы и их содержанием
Эвристический прием | Содержание приема |
Прием аналогии | Использование подобного известного решения |
Прием инверсии | Система «наоборот», отказ от традиционных решений и изучение проблемы с изнанки |
Прием «мозговой атаки» | Метод интенсивного генерирования новых идей, для которых необходимо содружество специалистов разного профиля |
Прием коллективного блокнота | Накопление идей каждым участником за период, затем систематизируются и обсуждаются для выработки решения |
Прием контрольных вопросов | Метод, в котором с помощью наводящих вопросов прийти к решению задачи |
Прием синектики | Использование опыта профессионалов разных профессий при решении задач нетрадиционным способом |
Морфологический анализ | Основан на структурных взаимосвязях экономических явлений и процессов |
Метод комиссии | Заключается в коллективном и всестороннем изучении проблемы и согласованной коллективной выработке единого решения |
Метод «суда» | Сторонник идеи описывает и обосновывает преимущества варианта решения, а оппонент – недостатки и негативные стороны варианта; третье лицо выбирает сторону |
Метод «Дельфи» | Многократное поэтапное анкетирование с постоянным сужением вариантов выбора и большей конкретизацией вопросов |