Качественные характеристики и принципы формирования консолидированной финансовой отчетности по мсфо
Качественные характеристики финансовой отчетности - это атрибуты, которые делают информацию, представленную в финансовой отчетности, полезной для пользователей
Основные качественные характеристики касаются:
Представления | Содержания |
□ Понятность | □ Уместность |
□ Сопоставимость | □ Надежность |
Понятность информации – это ее доступность для понимания пользователем, обладающим достаточным уровнем финансовых знаний и навыков.
Информация о сложных вопросах не должна исключаться только из-за того, что она может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями.
Сопоставимость предполагает, что пользователи должны иметь возможность сопоставлять:
□ финансовую отчетность одной компании за разные периоды, чтобы определять тенденции в ее финансовом положении и результатах деятельности;
□ финансовую отчетность разных компаний, чтобы оценивать их относительное финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
Важным условием при этом является то, что пользователи должны быть проинформированы об используемой учетной политике, каких-либо изменениях в этой политике и результатах таких изменений. (В примечаниях приводится учетная политика). Финансовая отчетность должна включать соответствующую информацию за предшествующие периоды.
Последовательность при оценке означает, например, применение тех же правил первоначальной и последующей оценки нематериальных активов, которые используются в отношении основных средств.
Уместной считается информация, которая влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события или подтверждать либо корректировать прошлые оценки.
Затраты на предоставление информации (обычно их несет компания, которая готовит отчетность) не должны превышать выгод, получаемых от такой информации. Такие выгоды не только трудно оценить количественно, но и вообще их выгодность будет очень по-разному оцениваться различными пользователями.
На уместность информации влияют её: характер и существенность.
Характер | Существенность |
Иногда сам характер информации предопределяет ее уместность | Информация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основании финансовой отчетности. |
Существенность зависит от размера объекта или ошибки, оцениваемых в конкретных обстоятельствах пропуска или искажения. | |
Существенность показывает порог или точку отсчета и не является основной качественной характеристикой информации |
Большое значение могут иметь как характер, так и существенность информации (например, стоимость запасов по каждой из основных категорий).
Надежностьвключает: достоверное представление - т.е. соблюдение критериев признания;
- приоритет содержания над формой - отражение сущности и экономической реальности, а не просто юридической формы;
- нейтральность - информация должна быть непредвзятой;
- осмотрительность - соблюдение определенной степени осторожности в процесс формирования суждений в условиях неопределенности, так чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы – занижены.
(т.е. приоритет отдается признанию убытков и потерь при неопределенности операций. Прибыль признается в пределах отчетного периода, активы оцениваются по минимальной оценке, обязательства и убытки – по максимальной оценке и включаются в отчетность в обязательном порядке, амортизация начисляется независимо от финансового результата компании).
- полноту. Упущение может сделать информацию ложной или дезориентирующей и, следовательно, ненадежной.
Помимо общих принципов составления отчетности, таких как осмотрительность, нейтральность, полнота, сопоставимость, уместность, преобладание экономического содержания над формой… группа предприятий как новое экономическое образование должна соблюдать специфические требования к консолидированной отчетности. Это следующие требования:
1. Консолидированная отчетность должна иметь тот же состав, что и индивидуальная отчетность: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, об изменениях капитала, примечания к финансовой отчетности.
2. Единообразие принципов учетной политики. Предприятия группы должны согласовать: критерии признания и оценки ОС, НМА, методы их переоценки и начисления амортизации, методы оценки запасов, порядок формирования резервов и т.п..
3. Внутригрупповые операции между участниками группы должны быть полностью исключены (элиминированы) путем применения специальных процедур.