Виды групп по масштабам бизнеса и типам управления

Корпоративная структурапредставляет собой объе­динение экономически и технологически взаимосвязанных организаций отраслевой специфики бизнеса (включающее консолидирующую материнскую, дочерние (внучатые), ассоциированные и совместно контролируемые организации), созданное для скоординированной дея­тельности, направленное на повышение эффективности производства и увеличения доходности участников. Ядром корпоративной структуры является корпоративная группа, которая включает консолидирующую материнскую и дочерние (внучатые) организации.

Главная цель корпоративной группы (структуры) — это привлечение внешних (в отношении организаций, входящих в нее) финансовых ресурсов для инвестиций в развитие производства и формирование необходимого размера оборотного капитала, обеспечивающего нормальное ведение производственно-финансовой деятельности. А это возможно при создании эффективного механизма поступления инвестиций от первичных инвесторов на базе создания холдингов или финансово-промышленных групп.

Время и накопленный практический опыт показали, что корпоративные структуры типа финансово-промышленных групп, образованные путем заключения договоров между независимыми юридическими лицами, функционируют определенное договором время и распадаются.

В современных условиях наиболее устойчивыми оказались корпоратив­ные структуры типа холдинга. Приобретая часть акций или доли в уставном капитале, дающие право на контроль, или учреждая свою дочернюю органи­зацию, организация-интегратор впоследствии намеревается вернуть вложен­ные финансовые средства с прибылью. Ее заботит надежная, постоянная сы­рьевая зона или рынок сбыта. Головная организация-интегратор в холдингах, контролируя дочерние организации, устанавливает им трансфертные цены в целях экономии на налогообложении, но при этом не стремится разорить или обанкротить ради сиюминутной прибыли, так как в этом случае она несет вместе с ними субсидиарную ответственность по долгам.

Основные типы крупных корпоративных структур:

- акционерные компании, учрежденные и приватизированные по индивидуальным планам;

- государственные компании;

- частные корпорации на основе крупных акционерных компаний, образованные квазиклассическим способом слияний и поглощений, вертикальные и горизонтальные интеграции;

- региональные конгломераты смешан­ной собственности, включая уполномоченный (губернский) банк, инвестфонд, привлекательные предприятия (ТЭК, связь);

- региональные конгломераты смешан­ной собственности, включая уполномоченный (губернский) банк, инвестфонд, привлекательные предприятия (ТЭК, связь);

- кооперативные структуры под эги­дой федеральных ведомств;

- финансово-промышленные группы, созданные в соответствии с законодательством или по соглашениям со странами СНГ (ФПГ де-юре);

- ТНК (транснациональные компании) на российском рынке;

- кооперативные структуры, в том числе оболочные и сетевые, на основе соглашений (включая франчайзинг, толлинг, процессинг) и в основном без акционерных отношений;

- многоотраслевые («олигархические») конгломераты.

Необходимо отметить, что для развития эффективных и конкурентоспособных корпоративных групп недостаточно того потенциала информационного обеспечения, который несет в себе действующая российская система бухгалтерского учета и отчетности на уровне отдельного юридического лица. Развитие рыночных механизмов, рост числа корпоративных групп обозначили необходимость организации информационного обеспечения процесса управления деятельностью корпоративных групп посредством рационального построения учетного процесса и формирования эффективной системы консолидированного учета.

Таким образом, современные корпоративные группы представляют собой несколько организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта. Составление консолидированной финансовой отчетности позволяет получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности корпоративной группы в целом. При этом каждая юридически самостоятельная организация, входящая в состав этой корпоративной группы, обязана вести так консолидированный учет, чтобы отдельно можно было представить операции с внешними и внутренними контрагентами и финансовые результаты этих операций для составления консолидированной финансовой отчетности.


Наши рекомендации