Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
Расходы -это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации.
Расходы организации должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Классификация расходов:
Расходы по обычным видам деятельности
Прочие расходы
Операционные расходы, связанные со сдачей имущества в аренду с продажей и прочим выбытием имущества, расходы от участия в других организациях, проценты выплаченные по заемным средствам, штрафами, пенями, выплачиваемые партнерам за наруш дог, отрицат.курсовая разница по вал мохинациям и тд.
Основными для орг явл. Расходы по обычным видам деятельности, они формируют себестоимость товара, работы, услуг.
Расходы по обычным видам деятельности:
1)По элементам затрат(хар эконом состояние расходов)
2)по статьям калькуляции.
К 1-ым относят(в соот-ии с 25гл нал кодекса РФ):1)матер расходы, 2)расходы на оплату труда. 3)Амортизационные расходы.4)Прочие расходы.
Материальн.расходы – это затраты предпр на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, а также услуги сторонних организ производственного характера, к-ые были использованы в процессе использования.
Расходы на опл труда.Вкл. в себя:
1)Начисленную сумму з/п по всем основаниям(основная и доп з
п).
2)Обязательное соц страхование
3)Добровольное соц страх.
По статьям калькуляции. Учет затират по эл определяет общую сумму расходов предприятия не завис от того, в какой отрасли оно раб, и на каком предпр были произв затраты.
С точки зр.конкретизации затрат используются показатель себестоимости.
Себестоимость – это стоимостная оценгка используемой в процессе производства конкр видах продукции (труд рес, осн сро, топлива и др.) затрат на производство продукции.
Калькуляция – сов приема учета затрат на производство продукции, расчетных процедур исчисления себестоимости продукции назыв калькулированием.
Структура себестоимости: (статьям)
1)сырье и материалы
2)Покупные полуфабрикаты. Производств услуги сторонниъ организаций.
3)Возвратные отходы(со зн-).
4)Топливо и энергия на технолог цели.
5)Основная и доп з/п.
6)Отчисления на соц нужды.
7)Расходы на освоение и подготовки производства.
8)Общепроизводственные расходы.
Итого:Цеховая себестоимость.
9)Общехоз расходы.
10)Потрея от брака
11)Прочие производственные расходы.
Итого:Производственная себестоимость
12)Коммерческие расходы.
Итого:полная себестоимость.
Общепроизводственные расходы:
А)расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе :
-амортизация оборуд транспортных ср-в.
-з/п рабочих, обслуживающих оборудование
-отчисления на соц нужды
-расходы всех видов
Б) цеховые расходы на управление (з/п управленцев).
Общехоз вкл в себя:
1)Содерж аппарата управления
2)Командировочные расходы
3)Юрид, аудит, и консалтинговеы услуи сторонних орг-ий.
4)Расходы на подготовку и переподготовку кадров.
Коммерческие расходы:
1)Расходы на рекламу
2)РАСХОДЫ НА ТАРУ И УПАКОВКУ
3)Транспортные расходы и прочее.
Таким образом, группировка затрат по эконом элементам показывает расходы предприятия в целом, без распределения их на отдельные виды продукции.Группировка затрат по калькуляционным статьям дает возможность определить расходы по месту их возникновения, а следовательно и ту сумму затрат,к-ая связана с производством и реализацией отдельных видов продукции.
По эконом роли в процессе производства разл.:основные и накладные расходы.
По составу: одноэлементны и комплексные.
По способу вкл в себестоимость: - прямые, -косвенные.
По отношению к объему производства:
-условно-переменные – это те затраты, к-ые меняются в абсолятной величине, в свзи с увеличениме объема производства, но не меняются в расчете за ед продукции(материальные).
-условно-постоянные – не меняются в связи с ростом объема производства, и меняются в расчете на ед производства(амортиз.).
27. Фин. результаты деят-ти п0: сущность, ф-ции и виды прибыли. Показатели р-ти п0 (рентабельность активов, рентабельность финансовых ресурсов, рентабельность продаж).
ФРДО – это ффективность производственной инвестиционной финансовой деятельности.
Фин.рез отражает изменение собственного капитала фирмы за опр период в рез ее деятельности.
Фин рез складывается:1)из прибыли или убытка от реализ тов работ и услуг.
2)Прибыли или убытков по прочим операциям.
Пр(р)=Д(р)-Р(р)..Пр(р) – прибыль от реализ. Это выручка от реализ товаров, работ, услуг.
Пр(по проч операциям)=Д(по проч)-Р(по проч).
Д(по проч):1)доходы от участия в др организациях.2)доходы от купли продажи валюты.3)в виде безвозмездно полученного имущества.4)доходы прошлых лет, выявленных в отчетном год и тд.
Р(по проч): 1)арендные платежи.2)отрицат курсове разницы по вал операциям и тд.
ФРДО: две функции: 1. харак-т конечные фин. результаты деят-ти п0, размер его ден. накоплений. Величина прибыли зависит от качества продукции (поощрительные надбавки за высокое качество), от рац-го использования ОФ, материальных и тр. ресурсов (способствует снижению с/с), от качества работы п0 (выполнение обязательств перед поставщиками, покупателями, банком); 2. прибыль явл. глав. источником финансирования затрат на произ-ное и соц. развитие п0, а платежи в бюджет от прибыли - важнейшим элементом доходной части гос. бюджета.
Рентабельность (Р-ть).Результативность и эконом. целесообразность функционирования п0 оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями явл. система показателей р-ти. В широком смысле слова понятие р-ти, означает прибыльность, доходность. П0 считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Эконом. сущность р-ти может быть раскрыта только через хар-ку системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Основные показатели р-ти: 1. Р-ть активов (имущества) (Ра ) показывает, какую прибыль получает п0 с каждого рубля, вложенного в активы: Ра = Пч/А, где А – ср. величина активов (валюта баланса); Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль). 2. Р-ть текущих активов (Рта) показывает, сколько прибыли получает п0 с одного рубля, вложенного в текущие активы (Ат): Рта = Пч/ Ат. 3. Р-ть инвестиций (Ри) – показатель, отражающий эфф-сть использования средств, инвестированных в п0. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель выражает оценку «мастерства» управления инвестициями: Ри = Пв/(СК+ДО), где Пв – валовая прибыль за период; СК – ср. величина собственного капитала; ДО – ср. величина долгосрочных обязательств. 4. Р-ть собственного капитала (Рск) отражает долю прибыли в собственном капитале: Рск = Пч/СК. 5. Р-ть основной деят-ти (Рд) показывает, какова доля прибыли от реализации продукции (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на произ-во: Рд = Пр/З, где Пр – прибыль от реализации; 3 – затраты на произ-во продукции. 6. Р-сть произ-ных фондов (Рпф) показывает, насколько эффективна отдача произ-ных фондов: Рпф = Пв/(ОПФ+ОС). 7. Р-ть реализованной продукции (Ррп) пока-зывает размер прибыли на рубль реализованной продукции: Ррп = Пч/ Врп, где Врп – выручка от реализованной продукции (работ, услуг). Этот показатель свидетельствует об эфф-ти не только хоз. деятельности п0, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отд. ее видам. 8. Модифицированным показателем р-и продукции явля р-ть объема продаж (Роп): Роп = Прп/ОРП, где Прп – прибыль от реализации продукции; ОРП – объем реализованной продукции.
28. Роль фин. планирования и прогнозирования в реализации фин. политики предприятия.
Финансовое прогнозирование – субъективная деятельность людей, направленная на реализацию целей финансовой политики экономических субъектов. Прогнозирование – деятельность людей по созданию прогнозов. Цель финансового прогнозирования – разработка и обоснование основных параметров (прогнозов) финансовго развития. Бывают: 1. Краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (1-5) и долгосрочными (свыше 5 лет). Объектом служит – финансовые потоки, фонды и финансовые отношения. Финансовое прогнозирование наиболее широко использует методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок, ситуационного анализа и др.
На базе прогнозирования строится финансовое планирование – субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности. Объектом служат – денежные потоки, фонды и отношения. Свое отражение они получают в системе различных финансовых планов: балансов, смет, графиков и т.д. Оно является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования.
Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно: 1. Облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; 2. Устанавливает стандарты для организации финансовой информации; 3. Определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы; 4. В части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.
Финансовое планирование включает в себя:
Стратегическое планирование – улучшение взаимодействия с внешеней средой для достижения желаемого уровня доходности или прибыльности функционирования организации в будущем. Исследуются: внешняя среда, конкурентная среда, рыночная среда. Как результат сценарий финансов экономического субъекта с количественными и качественными характеристиками.
Тактическое плаинирование – конкрутизация, уточнение, дополнение стратегического планирования. Основной вид – годовой финансовый план.
Оперативное планирование – текущее планирование на срок до месяца.
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой – является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планировани. По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.
Деятельность фирмы базируется на прогнозировании и планировании. Финансовое планирование играет важную роль в реализации финансовой политики предприятия, т.к. грамотное его проведение на каждом из этапов непосредственно влияет на результаты деятельности предприятия (прибыль, объемы производства, объемы продаж и т.д.).