Занятость населения.: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.

Занятость- это экономич.категория, отражающая характер, условия и степень вовлечения трудоспособного населения в процессе общественного производства. Это система социально-экономических отношений по поводу обеспечения рабочей силы рабочими местами. К занятым в экономики относят лиц, кот. в рассматриваемый период выполняли работу самостоятельно и получили соответствующий доход.

Понятие «полная занятость» означает состояние общества, при кот. все желающие работать при сложившемся уровне реальной з/п имеют работу, а безработица находится на ее естественном уровне.

Фрикционная и структурная безработица является неизбежными и составляют естественный уровень, кот. связан с переливанием раб.силы в поисках наиболее подходящих раб.мест. при полной занятости существует фрикционная и структурная безработица, т.е. полная занятость существует при наличии естественного уровня безработицы.

Занятость=100-(числобезраб-ых*100/числотрудосп.нас-ия имеющего работу)

Естественная норма безработицы - доля безработных, кот. соответствует целесообразному уровню полной занятости по экономике. Достижение полной занятости возможно при постоянном регулировании со стороны государства. В первую очередь гос.регулированию подлежит фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая безопасность, функционирование естественных монополий (жел.дороги, энергетические и трубопроводные сети).

Под эффективной занятостью понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня, для каждого члена общества, на основе роста общественной производительности труда.

В условиях рын.экономики занятость никогда не носит всеобщий характер. Конкурентная среда, перемещение капитала предполагает резервирование раб.силы в связи с этим объективно возникает безработица.

Безработица - социально-экономическое явление, при кот.часть трудоспособного населения не обеспе6чена подходящим раб.местом. К безработным в РФ относят лиц достигших 16-го возраста, кот. не имеют дохода, занимались поисками работы, а также обращались в гос.органы и готовы приступить к работе.

Причины данного яв-ия различны:

Во – первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования, приводит к сокращению изменений раб.силы. Во – вторых, экон.спад или депрессия, кот.вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В – третьих, политика производства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение мин.размера з/п, увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на раб.силу. В – четвертых, сезонные изменения в уровне производства в опред.отраслях экономики. В – пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и следовательно возрастает вероятность безработицы.

Фрикционная безработица (трения, разногласия) связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина в том, что и люди и раб.места неоднородны и поэтому требуется определенное время для «взаимного поиска».

Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а так же с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется, появляются новые товары, кот-ые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. Внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части раб.силы, либо к переобучению персонала.

Сезонная безработица связана с неодинаковым объемом производства, выполняемыми некот.отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на раб.силу в этих отраслях растет (и следовательно, снижается безработица), в другие- снижается (безработица растет). К таким отраслям относят сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, кот.вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица, кот.характерна для роста экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного эконом.кризисом, предприятие не увольняет работников, переводят их либо на сокращенный режим раб.времени (неполный раб.день или неполная раб.неделя), либо в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Уровень безработицы= число безработных/число трудоспос.населения

Несмотря на объективный характер безработицы социально-экономические потери, кот-ые она порождает, очевидны. Во – первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, кот-ые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во – вторых, снижаются налоговые поступления. Работающий получает доход (з/п), кот-ый облагается налогом. В – третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, т.к. пособие по безработицы меньше, чем з/п. В – четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

Последствия»

«+»- с экономич. т.з.- это резерв раб.силы

- с психолог. точки зрения - умеренная безработица стимулирует эффективность труда

- с полит.точки зрения - безработица способствует предпринимательской деятельности.

«-«- с эконом.точки зрения - снижение экон.потенциала; снижение квалификации высвобожденных работников; снижается платежеспособный спрос и следовательно предложение.

- с социальн.точки зрения - приводит к криминализации и напряженности общества.

В этой связи одной из функций становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или регионе созданы центры занятости, кот.выполняют след.функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывают и психолог.помощь людям, кот.остались без работы. Государство так же может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации раб.мест. далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, кот.принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, чернобыльцы, афганцы).

Занятость эффективна, если она не превышает естественную безработицу (примерно 8%).

Деятельность государства в регулировании проблем занятости рассматривается в 2 направлениях:

1. регулирование безработицы по уровню и продолжительности. Государство должно способствовать привлечению фактич.безработицы в естественную (по уровню и продолжительности), в том числе за счет мероприятий: организация и совершенствование системы информирования о свободных раб.местах; професс.подготовка и переподготовка; организация служб занятости или бирж труда; контроль и анализ раб.мест; целевое финансирование программ трудоустройства молодежи.

2. социальная защита безработных – госуд.помощь должна носит избирательный характер с учетом возможностей экономики.

12. Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.

Мероприятия гос-ва по мобилизации финансовых рес-ов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов, с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетмая политика).

Финансы - это сов-ть эконом-х отношений, опосредующих создание распространение и использование фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода. Гос. финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики государства. Виды финансовых отношений: между государством и предприятиями, организациями, обществами; взаимные финансовые отношения между фирмами, организациями; между государством и населением; между государствами.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

- распределительная, закл. в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми ресурсам, к-ые исп-ся в форме денежных фондов целевого назначения;

- контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соотв-им фондам и их распределение по целевому назначению, посредством регламентации фин. информации и стимулирование процесса расширения воспроизводства.

- стимулирующаяф-ия проявляется в следующем, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

- фискальная ф-я связана с те, что с помощью налогов, содержания госуд.аппарата страны и той части непроиз.сферы, кот.либо не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Финансовая система - совокупность способов, методов управления финансами, включающая в себя специальные учреждения. Совокупность финан.отношений национ.экономики образует финансовую систему государства.

В структуре фин.системы выделяют: Централизованные финансы – финансы сформированные на уровне государства (гос. бюджетная система, госуд.кредит, специальные внебюджетные фонды). Они используются в качестве инструмента национ.экономики в целом, а также для решения целого ряда важнейших эк-их и соц. задач. Децентрализованные финансы – финансы, сформир-ые на ур.предприятий (фирмы, предприятия различных форм собственности, фонды страхования). Это фин.отношения между юр.лицами, юр.лицами и государством, юр.лицами и физ.лицами. Финансы домохозяйств – личные финансы, т.е. фин.отношения между физ.лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.

Структура госуд.финансов:

Госуд.финансы – госуд.бюджет, местные бюджеты, финансы госуд.предприятий и организаций, госуд.финансы социального страхования, специальные денежные фонды.

Функции госуд.финансов: обеспечение существования государства; распределительная; стимулирующая; контрольная.

Госуд.бюджет (ГБ)- это финансовый план государства, включающий источники доходов гос-ва и осн. направл расходов. Роль ГБ в регулировании экономики- рычаг регулирования всей фин.системы, средство антициклического и антиинфляционного регулирования; средство содержания и развития соц.сферы.

Осн.функции бюджета: перераспределение национ.дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, соц.группами населения; госуд.регулирование и стимулирование экономики; фин.обеспечение фин.политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда ден.средств.

Осн.доходами ГБ выступают налоги и неналоговые платежи. За ГБ РФ закреплены гл.налоги – налоги на прибыль(доход), НДФЛ, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К неналоговым доходам относят: доходы от использ имущества, находящегося в федер.собственности, доходы от продажи имущества, принадлежащего государству, внешнеэк.деятельности.

Расходы бюджета вкл. след.гр. затрат: госуд.управление, междун.деятельность, национ.оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва, Федеральная судебная система, фундаментальные исследования, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, образование, культура и искусство, СМИ, здравоохранение и физ.культура, социальная политика, обслуживание госуд.долга, фин.помощь субъектам РФ и закрытым административно – территориальным образованиям, др. расходы.

Принцип построения фин.системы – принцип фин.федерализма (разграничения полномочий между бюджетами всех уровней).

Фискальная политика – это изменение доходов и расходов бюджета, с тем, чтобы достичь такого равновесного объема производства, для которого характерны полная занятость и отсутствие инфляции.

Осн.рычагом фискальной политики гос-ва яв-ся изменение нал.ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законад.органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика подразделяется: дискреционная фискальной политики и автоматическая(недискреционной). Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и гос. расходов, с целью воздействия на реальный объем нац.производства, занятость, инфляцию, экон.рост.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из: увеличения госуд.расходов, снижения налогов, сочетание госуд.расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: уменьшения госуд.расходов, увеличения налогов, сочетание сокращения госуд.расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на полож.сальдо бюджета.

Недискреционная(автоматическая) фиск. политика основана на действиях встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы – это любая мера или действие, к-ая приводит автоматически к увеличению дефицита бюджета в период спада или к увеличению профицита в период подъема. Например: величина нал поступлений в бюджет, пособия по безработице.

Имеются 3 основные встроенные стабилизаторы:

1)пособия по безработице

2)налоги на прибыль корпораций

3)прогрессивный подоходный налог.

Налоги яв-ся доходным звеном бюджетной системы. Налоги – обязательные платежи юр. и физ.лиц, поступающие в заранее установленных законом размере и в определенные сроки. Совокупность взымаемых налогов, форм и методов образует налоговую систему. Осн.документом яв-ся нал.кодекс.

Налоги выполняют 3 функции: фискальная (обеспечение финансирования госуд.расходов), стимулирующая (поддержание соц.равновесия путем соотношения между доходами), регулирующая (госуд.регулирование).

Наши рекомендации