Принципы построения бух.отчетности

БФО – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организ.и о результатах ее финанс.-хоз.деят.

Составляется на основе данных б/у по формам. Содержит важную инф-цию, используемую в процессе принятия многих решений.

В соответствии с ПБУ 4/99, в состав этой инф-ции входит:

- баланс (ф1)

- отчет о приб.и уб.(ф2)

- отчет об изменении капитала (ф3)

- отчет о движ.ден.ср-в (ф4)

- пояснит.записка (ф5)

- отчет о целевом поступлении получ.ден.ср-в (ф6)

Отечеств.формы фин.отчетности предназначены для целей налогообложения. Это затруднит их использование в целях анализа и оценки финанс.состояния предпр., в случае необходимости предоставл.отчетности инвесторам, переводится в МСФО.

При формировании отчетности должны соблюдаться определенные принципы. Так при построении баланса:

1) все показ.должны отражать фин.состояние предпр. на один и тот же момент времени и в одних и тех же единицах измерения

2) показ.обеих частей баланса д.б.равны

3) для того, чтобы имущ.могло считаться активом, оно должно находиться во владении орг., обладать способностью приносить доход и иметь ст-ть в ден.выражении.

При формировании отчетности следует иметь ввиду, что показ.прибыли, содержащиеся в отчетности по формам 1, 2 нетождественны ден.потокам предпр.отчетности ф4 по 2 причинам:

1. несовпадение времени осущ.доходов и расходов и отраж.их в б/у

2. присутствие неденежных элементов.

Формируя аналитич.формы отчетности, применяют принцип актуальности статей актива и пассива баланса, имея ввиду их значимость для оценки финанс.состояния предпр.на текущ.момент времени. Так активы предпр.располагаются в порядке убывания ликвидности (сначала располаг.текущие, а потом постоянные), а пассивы располаг.в порядке отдаления погашения задолженности, т.е.текущие обязательства, долгосрочный, собственный капитал.

Фактор времени и его учет в финансовых операциях.

Учет фактора времени обосновывается след.причинами:

- предприятие обладает свободными ден.ср-вами, которые требуют грамотного управления;

- существует большое кол-во вариантов размещения данных ден.ср-в, и указанные варианты сравниваются по будущим доходам;

- инфляция, след-но, оборачиваемость ден.ср-в должна расти.

Само понятие временной стоимости денег учитывает 2 аспекта:

- обесценивание денег как рез-т инфляции;

- способность фин.ресурсов к капитализации.

Текущая стоимость – PV. Будущая стоимость – FV.

Наращение: PV → FV. Дисконтирование: FV → PV.

PV = FV / (1+r)^n, где r – ставка дисконтирования.

Денежные потоки и показатели их оценки.

Приток и отток – движение ден.ср-в в виде поступлений или выбытия фин.ресурсов.

Ден.поток – сальдо притока и оттока ден.ср-в.

Ден.поток может быть нулевым.

Классификация ден.потоков:

1.Распределение по времени: дискретный (по соответствующим датам); непрерывный.

2.По интервалу: регулярный – равные интервалы времени (аннуитет); нерегулярный – производные интервалы (выплаты в конце периода – постнумеранда; выплаты в начале периода – пренумеранда).

3.По моменту выплаты: пренумеранда; постнумеранда; выплаты в любой момент периода.

4.По числу платежей: разовый (элементарный); конечный; бесконечный (по основной деят-ти).

5.По величине платежа: постоянные (равные суммы – аннуитет); переменные (величина платежей непредсказуема); ден.потоки с закономерными изменениями (уменьшение остатка по кредиту).

6.По вероятности выплат: детерминированный – известны платежи; условный – неизвестна сумма (привилегированные акции); стохастический (вероятностный) – противоположность детерминированному потоку.

7.По знаку элемента: стандартный – расходные платежи предшествуют доходным; нестандартный – с несколькими сменами знаков в ряду.

Методы оценки ден.потоков:

- Метод прямого счета – обработка первичных фин.док-тов. Преимущество – точность; недостаток – высокая трудоемкость.

- Метод косвенный – основан на отчетных показателях предыдущего периода с учетом поправочных коэф-тов. Менее трудоемкий, но характеризуется меньшей точностью.

Содержание основных форм финансовой отчетности

Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.

В МСФО выделяют 5 основных элементов финансовой отчетности, которые условно можно разделить на 2 группы.

I. Элементы, оценивающие финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса: активы; обязательства; капитал.

II. Элементы, характеризующие результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках: доходы; расходы.

1. Активы- в международной практике (МСФО) под активами понимаются ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.

2. Обязательства- это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.

3. Капиталпредставляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.

Общий капитал компании можно разделить на две части:

капитал, полученный от своих акционеров. В финансовой отчетности капитал, внесенный акционерами, делится на сумму номинальной стоимости акций и эмиссионный доход, полученный в результате реализации акций при первичном размещении сверх номинальной стоимости;

капитал, полученный в результате собственной деятельности путем капитализации нераспределенной прибыли и создания соответствующих резервов.

4. Расходы компании- это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы, в свою очередь, подразделяются на 2 подгруппы:

обычные расходы, осуществляемые для извлечения (получения) доходов;

прочие расходы, не создающие каких-либо экономических выгод (доходов или активов) в будущем.

Обычные расходы признаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором они возникли в виде уменьшения активов и увеличения обязательств, в прямой связи с доходами, поступившими по данным операциям. При отражении расходов согласно МСФО действует правило соответствия доходов и обычных расходов, которое должно соблюдаться неукоснительно. Если поступление доходов предусматривается в обозримом будущем, понесенные расходы включаются в активы компании (например, капитальные вложения в основной капитал, производственные расходы в запасах, незавершенном производстве, готовых товарах, расходы на приобретение финансовых и нематериальных активов.)

Прочие расходы отражаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором выясняется, что они не могут стать причиной будущих экономических выгод или такие выгоды не очевидны и не поддаются надежной оценке

Принципиальным является тот факт, что убытки не признаются в качестве самостоятельного элемента финансовой отчетности, а рассматриваются как расходы, уменьшающие в конечном итоге собственный капитал компании.

При сравнении определения расходов МСФО и российским стандартом ("Расходы организации" ПБУ 10/99) очевидно, что российский стандарт обладает более сложной структурой, где расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

операционные расходы;

внереализационные расходы;

прочие (вкл. чрезвычайные).

5. Доходы компании (Income) - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счет вкладов собственников).

Доходы выступают в двух формах:

выручка;

выигрыши.

Выручка - это регулярные доходы от обычной деятельности: от продажи товаров и услуг, от процентов и вознаграждений, дивидендов, лицензионных платежей и роялти, арендной платы, доходы от реализации недвижимости, специально купленной для перепродажи, и инвестиционной собственности.

Не являются выручкой: суммы, инкассированные от имени третьей стороны, такие как налоги с продаж, НДС, другие суммы, собираемые при агентских отношениях от имени принципала.

Выигрыши - это прочие доходы нерегулярного характера, которые не требуют сколько-нибудь существенных расходов на их получение: доходы от штрафов и компенсаций, безвозмездное финансирование и субсидии, курсовые валютные разницы, дооценка другого оборотного имущества, доходы от продажи основных средств и неликвидов, которые по своей природе не отличаются от выручки, но являются случайными; они не могут быть отнесены к операциям, характерным для обычной деятельности компании.

В соответствии с концепцией МСФО доход отражается в финансовой отчетности в момент, когда выполняются следующие условия:

требования к исполнению сделки удовлетворены;

большая часть прав и ответственности переданы другой стороне по данной сделке

имеется достаточная уверенность в получении удовлетворения по предъявленным счетам.

Наши рекомендации