Принципы построения бух.отчетности
БФО – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организ.и о результатах ее финанс.-хоз.деят.
Составляется на основе данных б/у по формам. Содержит важную инф-цию, используемую в процессе принятия многих решений.
В соответствии с ПБУ 4/99, в состав этой инф-ции входит:
- баланс (ф1)
- отчет о приб.и уб.(ф2)
- отчет об изменении капитала (ф3)
- отчет о движ.ден.ср-в (ф4)
- пояснит.записка (ф5)
- отчет о целевом поступлении получ.ден.ср-в (ф6)
Отечеств.формы фин.отчетности предназначены для целей налогообложения. Это затруднит их использование в целях анализа и оценки финанс.состояния предпр., в случае необходимости предоставл.отчетности инвесторам, переводится в МСФО.
При формировании отчетности должны соблюдаться определенные принципы. Так при построении баланса:
1) все показ.должны отражать фин.состояние предпр. на один и тот же момент времени и в одних и тех же единицах измерения
2) показ.обеих частей баланса д.б.равны
3) для того, чтобы имущ.могло считаться активом, оно должно находиться во владении орг., обладать способностью приносить доход и иметь ст-ть в ден.выражении.
При формировании отчетности следует иметь ввиду, что показ.прибыли, содержащиеся в отчетности по формам 1, 2 нетождественны ден.потокам предпр.отчетности ф4 по 2 причинам:
1. несовпадение времени осущ.доходов и расходов и отраж.их в б/у
2. присутствие неденежных элементов.
Формируя аналитич.формы отчетности, применяют принцип актуальности статей актива и пассива баланса, имея ввиду их значимость для оценки финанс.состояния предпр.на текущ.момент времени. Так активы предпр.располагаются в порядке убывания ликвидности (сначала располаг.текущие, а потом постоянные), а пассивы располаг.в порядке отдаления погашения задолженности, т.е.текущие обязательства, долгосрочный, собственный капитал.
Фактор времени и его учет в финансовых операциях.
Учет фактора времени обосновывается след.причинами:
- предприятие обладает свободными ден.ср-вами, которые требуют грамотного управления;
- существует большое кол-во вариантов размещения данных ден.ср-в, и указанные варианты сравниваются по будущим доходам;
- инфляция, след-но, оборачиваемость ден.ср-в должна расти.
Само понятие временной стоимости денег учитывает 2 аспекта:
- обесценивание денег как рез-т инфляции;
- способность фин.ресурсов к капитализации.
Текущая стоимость – PV. Будущая стоимость – FV.
Наращение: PV → FV. Дисконтирование: FV → PV.
PV = FV / (1+r)^n, где r – ставка дисконтирования.
Денежные потоки и показатели их оценки.
Приток и отток – движение ден.ср-в в виде поступлений или выбытия фин.ресурсов.
Ден.поток – сальдо притока и оттока ден.ср-в.
Ден.поток может быть нулевым.
Классификация ден.потоков:
1.Распределение по времени: дискретный (по соответствующим датам); непрерывный.
2.По интервалу: регулярный – равные интервалы времени (аннуитет); нерегулярный – производные интервалы (выплаты в конце периода – постнумеранда; выплаты в начале периода – пренумеранда).
3.По моменту выплаты: пренумеранда; постнумеранда; выплаты в любой момент периода.
4.По числу платежей: разовый (элементарный); конечный; бесконечный (по основной деят-ти).
5.По величине платежа: постоянные (равные суммы – аннуитет); переменные (величина платежей непредсказуема); ден.потоки с закономерными изменениями (уменьшение остатка по кредиту).
6.По вероятности выплат: детерминированный – известны платежи; условный – неизвестна сумма (привилегированные акции); стохастический (вероятностный) – противоположность детерминированному потоку.
7.По знаку элемента: стандартный – расходные платежи предшествуют доходным; нестандартный – с несколькими сменами знаков в ряду.
Методы оценки ден.потоков:
- Метод прямого счета – обработка первичных фин.док-тов. Преимущество – точность; недостаток – высокая трудоемкость.
- Метод косвенный – основан на отчетных показателях предыдущего периода с учетом поправочных коэф-тов. Менее трудоемкий, но характеризуется меньшей точностью.
Содержание основных форм финансовой отчетности
Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.
В МСФО выделяют 5 основных элементов финансовой отчетности, которые условно можно разделить на 2 группы.
I. Элементы, оценивающие финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса: активы; обязательства; капитал.
II. Элементы, характеризующие результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках: доходы; расходы.
1. Активы- в международной практике (МСФО) под активами понимаются ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.
2. Обязательства- это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.
3. Капиталпредставляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.
Общий капитал компании можно разделить на две части:
капитал, полученный от своих акционеров. В финансовой отчетности капитал, внесенный акционерами, делится на сумму номинальной стоимости акций и эмиссионный доход, полученный в результате реализации акций при первичном размещении сверх номинальной стоимости;
капитал, полученный в результате собственной деятельности путем капитализации нераспределенной прибыли и создания соответствующих резервов.
4. Расходы компании- это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы, в свою очередь, подразделяются на 2 подгруппы:
обычные расходы, осуществляемые для извлечения (получения) доходов;
прочие расходы, не создающие каких-либо экономических выгод (доходов или активов) в будущем.
Обычные расходы признаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором они возникли в виде уменьшения активов и увеличения обязательств, в прямой связи с доходами, поступившими по данным операциям. При отражении расходов согласно МСФО действует правило соответствия доходов и обычных расходов, которое должно соблюдаться неукоснительно. Если поступление доходов предусматривается в обозримом будущем, понесенные расходы включаются в активы компании (например, капитальные вложения в основной капитал, производственные расходы в запасах, незавершенном производстве, готовых товарах, расходы на приобретение финансовых и нематериальных активов.)
Прочие расходы отражаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором выясняется, что они не могут стать причиной будущих экономических выгод или такие выгоды не очевидны и не поддаются надежной оценке
Принципиальным является тот факт, что убытки не признаются в качестве самостоятельного элемента финансовой отчетности, а рассматриваются как расходы, уменьшающие в конечном итоге собственный капитал компании.
При сравнении определения расходов МСФО и российским стандартом ("Расходы организации" ПБУ 10/99) очевидно, что российский стандарт обладает более сложной структурой, где расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы;
прочие (вкл. чрезвычайные).
5. Доходы компании (Income) - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счет вкладов собственников).
Доходы выступают в двух формах:
выручка;
выигрыши.
Выручка - это регулярные доходы от обычной деятельности: от продажи товаров и услуг, от процентов и вознаграждений, дивидендов, лицензионных платежей и роялти, арендной платы, доходы от реализации недвижимости, специально купленной для перепродажи, и инвестиционной собственности.
Не являются выручкой: суммы, инкассированные от имени третьей стороны, такие как налоги с продаж, НДС, другие суммы, собираемые при агентских отношениях от имени принципала.
Выигрыши - это прочие доходы нерегулярного характера, которые не требуют сколько-нибудь существенных расходов на их получение: доходы от штрафов и компенсаций, безвозмездное финансирование и субсидии, курсовые валютные разницы, дооценка другого оборотного имущества, доходы от продажи основных средств и неликвидов, которые по своей природе не отличаются от выручки, но являются случайными; они не могут быть отнесены к операциям, характерным для обычной деятельности компании.
В соответствии с концепцией МСФО доход отражается в финансовой отчетности в момент, когда выполняются следующие условия:
требования к исполнению сделки удовлетворены;
большая часть прав и ответственности переданы другой стороне по данной сделке
имеется достаточная уверенность в получении удовлетворения по предъявленным счетам.