Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Басалаева Елена Владимировна.

Вести курс экономического анализа будет она.

Кафедра бухучета, 302 аудитория.

Итак…

Заниматься мы будем экономическим анализом (для тех, кто наиболее в танке).

Тема лекции:

Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.

1. Сущность, предмет, и объекты экономического анализа.

2. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием.

3. Бухгалтерская отчетность как база экономического анализа.

4. Этапы и стандартные приемы, или методы экономического анализа.

Сущность, предмет, и объекты экономического анализа.

Анализ в узком смысле слова представляет собой расчленение явление или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого.

Под экономическим анализом понимают способ познания исследуемых предметов и явлений, основанный на расчленении целого на составные части (элементы) и этот процесс, вообще говоря, и называется анализом, а также изучением их во всем многообразии связей и зависимостей. Этот процесс называется синтезом.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объектом экономического анализа выступают, во-первых, сами предприятия, во вторых, результаты хозяйственной деятельности предприятий и, в третьих, элементы, из которых эта хозяйственная деятельность складывается. Например, реализация продукции, себестоимость продукции, объем основных фондов и т.д.

Экономический анализ на предприятии решает следующие задачи:

1. Повышение научно-экономической обоснованности различных видов планов и нормативов.

2. Объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения планов и соблюдения нормативов.

3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

4. Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности и оценка конечных финансовых результатов.

5. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.

6. Обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.

Принципы, на которых базируется экономический анализ:

1. Анализ должен основываться на государственном подходе. Т.е. при оценке результатов хозяйственной деятельности следует учитывать их соответствие законодательству, государственной экономической, экологической и социальной политике.

2. Анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования экономических законов и предусматривать использование современных методов экономических исследований.

3. Анализ должен быть комплексным, т.е. охватывающим все стороны деятельности исследуемого объекта и всесторонне изучающим причинно-следственные связи его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть системным, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамичная система, состоящая из ряда элементов, определенным образом взаимосвязанных между собой и внешней средой.

5. Анализ должен быть объективным, конкретным и точным, т.е. базироваться на достоверной проверенной информации, реально отражающей состояние дел, а выводы должны подтверждаться точными аналитическими расчетами.

6. Анализ должен быть действенным, т.е. активно воздействовать на ход производственного процесса и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководства предприятия.

7. Анализ должен быть плановым. Это предполагает осуществление распределения обязанностей по выполнению анализа за конкретными лицами и контроля за его проведением.

8. Анализ должен быть оперативным, т.е. предусматривающим быстрое и четкое его проведение и принятие правильного управленческого решения.

9. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны многократно окупаться.

Метод, способы, приемы и методика экономического анализа.

1. Методы, применяемые в экономическом анализе.

2. Факторный анализ

3. Методы и методики экономического анализа.

Раздел 2.

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Методы финансового анализа (динамический, структурный, структурно-динамический, коэффициентный, факторный).

По поводу этого вопроса – все то же самое, что написано про экономический анализ!

Анализ пассива баланса.

Пассивы состоят из собственного капитала и обязательств. Собственный капитал включает уставный капитал, добавочный капитал, прибыль, которая связана с резервами. Добавочный капитал связан с переоценкой активов и с оценкой рынка акций.

Резерв создается для того, чтобы не истратить прибыль на что-то другое.

Обязательства различаются на краткосрочные и долгосрочные и по характеру – кредиторская задолженность и кредиты банков.

Дальше все это дело анализируется горизонтальным методом, вертикальным методом, коэффициентным и факторным.

Чистые активы, их экономическое содержание.

Чистые активы – это превышение оборотных активов над обязательствами. Это часть активов, которая останется в распоряжении предприятия после погашения всех обязательств.

На самом деле, что такое чистые активы не знает никто. Даже преподаватель. Поэтому толкований больше, чем к песням Земфиры.

Цена капитала.

Цена капитала – это та стоимость, которую мы должны отдать за то, чтобы воспользоваться тем или иным видом капитала.

Первый метод цены собственного капитала – дивиденд на акцию, или дивиденд на рубль уставного капитала.

Другой метод – затраты, приходящиеся на рубль уставного капитала.

Ну и так далее. Много всяких вариантов цены капитала.

Управленческий анализ.

1. Теоретические и организационно методические основы проведения управленческого анализа.

a. Сущность, содержание, цель и принципы управленческого анализа.

b. Информационная база и организация управленческого анализа.

c. Методы и приемы управленческого анализа, формы его обобщения.

Сущность управленческой отчетности тесно связано с сущностью управленческого учета и анализа. От других видов анализа управленческий анализ отличается тем, что направлен на… и только на… потребности предприятия.

Таким образом, управленческий анализ связан непосредственно с предприятием, хотя некоторые методы могут быть различными на различных предприятиях.

Главной особенностью управленческого анализа является то, что он рассматривает не все вообще факторы, которые могут повлиять на результат, а только те факторы, на которые в свою очередь может повлиять само предприятие.

Принцип контролируемости тех или иных факторов и лежит в основе методов управленческого анализа.

Производственный потенциал

Потенциал – это разница между тем, что есть, и тем, что могло бы быть при определенных обстоятельствах.

Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции в тех условиях, которые существуют.

Производственный потенциал – это то, сколько мы могли бы выпускать. Это не полностью используемая производственная мощность.

Нужно стремиться, чтобы потенциал превысил мощность.

Маркетинговый анализ

Оценивать работу маркетинговой службы нужно по нескольким критериям.

Необходимо производить качественный анализ, учитывая рынок.

Коэффициент эластичности спроса. В числителе дельта цены, в знаменателе дельта спроса.

Коэффициент эластичности предложения – то же самое, только в знаменателе предложение.

Абсолютно эластичный товар – это товар, потребление которого будет расти независимо от увеличения цены.

Абсолютно неэластичные товары – при изменении цены на один процент приводит к сокращению потребления практически до нуля.

Задачи:

По данным баланса определить рентабельность собственного капитала за прошлый и отчетный период. Рассчитать влияние следующих факторов на изменение рентабельности собственного капитала:

А. Рентабельности продаж

Б. Коэффициента оборачиваемости активов

В. Доли заемного капитала в общем объеме капитала организации.

Модель Дюпона:

ЧП/ВР = Рентабельность продаж (Р продаж)

ВР/Всего активов = Ресурсоотдача

ЗК+СК = Совокупный капитал

Совокупный капитал/СК = Коэффициент финансовой зависимости

Р продаж * Ресурсоотдача = Рентабельность активов

Р активов * Коэффициент финансовой зависимости = Рентабельность собственного капитала

Чтобы посчитать влияние рентабельности продаж, берем все данные за предыдущий период, кроме рентабельности продаж. И смотрим изменение Рентабельности собственного капитала.

То же для коэффициента оборачиваемости активов.

Задача 15

Проанализировать структуру источников средств организации. Рассчитать необходимые коэффициенты.

Использовать пассив баланса в части собственного капитала. Посчитать, сколько процентов приходится на собственный капитал, на резервный, на добавочный и т.д.

Далее соотнести собственный капитал к валюте баланса (пассив баланса).

Далее соотнести собственный капитал и заемный капитал.

Задача 25.

Рассчитать уровень экстенсивности и интенсивности использования следующих видов ресурсов организации на рост выручки от продаж:

Среднесписочной численности работников и материальных расходов.

Оба фактора экстенсивные.

Задача 12.

Провести анализ влияния факторов на изменение коэффициента маневренности собственного капитала и постоянного актива за отчетный период.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Басалаева Елена Владимировна.

Вести курс экономического анализа будет она.

Кафедра бухучета, 302 аудитория.

Итак…

Заниматься мы будем экономическим анализом (для тех, кто наиболее в танке).

Тема лекции:

Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.

1. Сущность, предмет, и объекты экономического анализа.

2. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием.

3. Бухгалтерская отчетность как база экономического анализа.

4. Этапы и стандартные приемы, или методы экономического анализа.

Наши рекомендации