Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках

Показатель 200_г. (прошлый) 200_г. (отчетный) Отклонение (+,-) Темп роста, %
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу Абсолютное, тыс. руб. В удельном весе, %
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг             х  
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг              
Валовая прибыль              
Коммерческие расходы              
Управленческие расходы              
Прибыль (убыток) от продаж              
Прочие доходы и расходы Проценты к получению              
Проценты к уплате              
Доходы от участия в других организациях              
Прочие доходы              
Прочие расходы              
Прибыль (убыток) до налогообложения              
Отложенные налоговые активы              
Отложенные налоговые обязательства              
Текущий налог на прибыль              
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода              

Справочно:

Проведите факторный анализ чистой прибыли способом цепной подстановки, определите негативные факторы, под действием которых произошло снижение чистой прибыли.

ЧП = с.010 – 020 – 030 – 040 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100 + 142 – 150

Прибыль от продаж – основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли, находится под непосредственным влиянием объема и структуры продаж, цены реализации, себестоимости единицы продукции. На прибыль от продаж влияют следующие факторы:

- Количество проданной продукции (объем продаж)

- Цена реализации

- Уровень себестоимости проданной продукции в выручке (затраты в основной деятельности на 1 руб. выручки)

- Уровень коммерческих расходов в выручке (коммерческие расходы на 1 руб. выручки)

- Уровень управленческих расходов в выручке (управленческие расходы на 1 руб. выручки)

Расчеты производятся по следующим этапам:

1. Расчет выручки в сопоставимой оценке и влияния на выручку изменения цен реализации продукции (товаров, работ, услуг) и объемов продаж. Выручка от продаж в отчетном периоде в сопоставимой оценке определяется по формуле:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru где V1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде, тыс. руб.

J – индекс роста цен (инфляции) за анализируемый период.

Изменение выручки от продаж за счет цены выражается формулой

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

Изменение выручки от продаж за счет количества продукции определяют по формуле

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

2. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru где Rпр0 – рентабельность продаж в отчетном периоде (ПР0 / V0 *100), %

3. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Количество проданной продукции»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

4. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень себестоимости проданной продукции в выручке»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

5. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

6. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень управленческих расходов в выручке»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

Задание 2. Определите и оцените влияние факторов на прибыль от продаж. Индекс потребительских цен равен 1,028. Расчеты сведите в таблицу.

Анализ рентабельности

Рентабельность (прибыльность, доходность) является одним из главных показателей эффективности бизнеса. Ее оценивают по целому спектру показателей. При расчете показателей рентабельности используют следующие виды прибыли: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, операционная прибыль.

Операционная прибыль является расчетным показателем и не отражается в форме № 2.Она может быть определена в двух вариантах: до и после налогообложения.

В первом случае – это финансовый результат до уплаты процентов и налогов:

ПО = ПДН + ПУ

Во втором случае – это финансовый результат, равный сумме чистой прибыли и скорректированный на ставку налогообложения прибыли величины процентов за пользование заемными средствами:

ПО = ПЧ + ПУ * (1 – Сн)

Задание 4. Дайте оценку эффективности деятельности предприятия по показателям рентабельности.

Система основных показателей рентабельности предприятия, %

Показатель Условное обозначение, алгоритм расчета Прошлый год Отчетный год Абсолютное отклонение
1. Рентабельность текущих затрат в основной деятельности ПР / С      
2. Рентабельность оборота (продаж):        
По прибыли от продаж ПР / V      
Чистой прибыли ПЧ / V      
3. Рентабельность активов        
3.1. Текущих активов:        
По прибыли до налогообложения ПДН / At      
Чистой прибыли ПЧ / At      
3.2. Совокупных активов        
По прибыли до налогообложения ПДН / Ва      
Чистой прибыли ПЧ / Ва      
4. Рентабельность капитала        
4.1. Собственного капитала        
По прибыли до налогообложения ПДН / Ес      
Чистой прибыли ПЧ / Ес      
4.2. Совокупного капитала        
По прибыли до налогообложения ПДН / Вр      
Чистой прибыли ПЧ / Вр      
4.3. Постоянного (перманентного) капитала ПДН / (Ес + Kd)      
4.4. Инвестированного капитала:        
Совокупного капитала ПО / ИК1      
Капитала без учета кредиторской задолженности ПО / ИК2      

ИК1 = Вр ИК2 = Вр – Rp

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках

Показатель 200_г. (прошлый) 200_г. (отчетный) Отклонение (+,-) Темп роста, %
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу Абсолютное, тыс. руб. В удельном весе, %
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг             х  
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг              
Валовая прибыль              
Коммерческие расходы              
Управленческие расходы              
Прибыль (убыток) от продаж              
Прочие доходы и расходы Проценты к получению              
Проценты к уплате              
Доходы от участия в других организациях              
Прочие доходы              
Прочие расходы              
Прибыль (убыток) до налогообложения              
Отложенные налоговые активы              
Отложенные налоговые обязательства              
Текущий налог на прибыль              
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода              

Справочно:

Проведите факторный анализ чистой прибыли способом цепной подстановки, определите негативные факторы, под действием которых произошло снижение чистой прибыли.

ЧП = с.010 – 020 – 030 – 040 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100 + 142 – 150

Прибыль от продаж – основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли, находится под непосредственным влиянием объема и структуры продаж, цены реализации, себестоимости единицы продукции. На прибыль от продаж влияют следующие факторы:

- Количество проданной продукции (объем продаж)

- Цена реализации

- Уровень себестоимости проданной продукции в выручке (затраты в основной деятельности на 1 руб. выручки)

- Уровень коммерческих расходов в выручке (коммерческие расходы на 1 руб. выручки)

- Уровень управленческих расходов в выручке (управленческие расходы на 1 руб. выручки)

Расчеты производятся по следующим этапам:

1. Расчет выручки в сопоставимой оценке и влияния на выручку изменения цен реализации продукции (товаров, работ, услуг) и объемов продаж. Выручка от продаж в отчетном периоде в сопоставимой оценке определяется по формуле:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru где V1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде, тыс. руб.

J – индекс роста цен (инфляции) за анализируемый период.

Изменение выручки от продаж за счет цены выражается формулой

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

Изменение выручки от продаж за счет количества продукции определяют по формуле

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

2. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru где Rпр0 – рентабельность продаж в отчетном периоде (ПР0 / V0 *100), %

3. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Количество проданной продукции»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

4. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень себестоимости проданной продукции в выручке»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

5. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

6. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень управленческих расходов в выручке»:

Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - student2.ru

Задание 2. Определите и оцените влияние факторов на прибыль от продаж. Индекс потребительских цен равен 1,028. Расчеты сведите в таблицу.

Наши рекомендации