Экономико-математические методы и модели
Под экономико-математической моделью (ЭММ) в экономической науке понимается аналог или макет какого-либо экономического процесса или явления.
В экономической науке используются математические модели, описывающие изучаемые явления с помощью различных математических выражений: уравнений, неравенств и иных математических средств. Например, взаимосвязь между количеством реализованной готовой продукции (товаров) и величиной прибыли от ее реализации; между уровнем выхода готовой продукции и факторами, влияющими на этот выход … и т.п.
Таким образом, математическую модель, описывающую какой-либо хозяйственный процесс, называют экономико-математической моделью, которая должна быть адекватна действительности, а также отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта.
1.9. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) - это метод системного исследования определенного объекта (произведенная готовая продукция; реализуемый товар; выполняемая работа; оказываемая услуга) направленный на поиск резервов минимизации затрат на всех стадиях производства и этапах движения объекта при высоком качестве, предельной полезности и долговечности.
1.10. Маржинальный анализ - направлен на выявление резервов роста величины прибыли во взаимосвязи трех показателей: 1)издержки (затраты); 2) объем производства; 3) цена реализации. Данный анализ позволяет руководителям фирмы установить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами; ценой и объемом продаж, а также свести к минимуму предпринимательский риск.
2. Качественные (неформализованные, логические) методы экономического анализа – включают аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции.
Качественные методы включают:
2.1. Чтение отчетности – это общее предварительное информационное ознакомление с финансовым положением организации по данным, в основном, бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Читая бухгалтерский баланс, можно получить следующую типовую информацию:
1) каков размер исследуемого хозяйствующего субъекта, что можно определить по величине его уставного капитала. Крупная фирма имеет значительную величину уставного капитала, а мелкая – незначительную (как правило, равную минимально возможному его размеру);
2) каково соотношение между внеоборотными и оборотными активами фирмы и какова степень ее платежеспособности на конкретную дату;
3) каково соотношение между собственными и заемными пассивами фирмы и какова степень ее финансовой устойчивости на конкретную дату;
4) каковы финансовые результаты хозяйственной деятельности фирмы … и т.п.
2.2. Метод сравнения
Сравнение - это сопоставление процессов и показателей с целью определения их сходства и различия.
Сравнение показателей позволяет выявить изменения изучаемых явлений, а также тенденций этих изменений по принципу: «больше или меньше», «лучше или хуже», «есть или отсутствует», «да или нет», «больше, чем», «меньше, чем» … и т.д.
Перед началом проведения сравнения должна быть обеспечена сопоставимость сравниваемых показателей, то есть показатели должны бать качественно однородными.
В экономическом анализе различают следующие типовые виды сравнения:
1) сравнение с показателями прошлого периода (базисного периода);
2) сравнение основных показателей хозяйственной деятельности фирмы с аналогичными среднестатистическими показателями;
3) сравнение с показателями деятельности конкурентов;
4) сравнение с плановыми показателями;
5) сравнение с показателями передовых фирм других отраслей;
6) сопоставление фактических значений показателей с нормами для осуществления контроля над затратами;
7) сравнение показателей до и после изменения какого-либо фактора с целью оценки влияния данного фактора на результативный показатель.
2.3. Метод построения систем аналитических таблиц
Аналитические таблицы строятся на основе информации, содержащейся в формах бухгалтерской отчетности. Эти таблицы имеют произвольное количество строк и столбцов, т.е. форму, удобную для осуществления экономического анализа.
Показатели, содержащиеся в аналитических таблицах, позволяют оперативно сформулировать выводы относительно финансового состояния анализируемого хозяйствующего субъекта.
2.4. Графический метод – является средством иллюстрации хозяйственных процессов и одновременно методом их изучения.
Графики в экономическом анализе - представляют собой условные изображения данных экономического анализа, а также статистических данных посредством линий и рисунков.
Графики обычно строятся в качестве дополнения к аналитическим таблицам, однако могут иметь и самостоятельное значение.
Любой график включает следующие типовые элементы:
1) графический образ (столбики, линии, точки);
2) поле графика (общее пространства, которое занимает график, включая описание графика);
3) пространственные ориентиры (система координат);
4) масштабные ориентиры;
5) экспликация (словесное описание содержания графика – название графика, подписи к масштабным шкалам, пояснения к отдельным частям графика).
Прежде, чем приступить к построению графика, необходимо четко уяснить поставленную перед собой задачу и только затем выбрать определенный графический образ, который лучше всего будет отвечать ее решению.
Контрольные вопросы к главе 1.6:
1. Дайте определение понятия «методика экономического анализа».
2. Перечислите типовые количественные (формализованные) методы экономического анализа.
3. В чем заключается сущность метода абсолютных величин?
4. Приведите примеры натуральных и стоимостных абсолютных показателей.
5. По какой формуле исчисляется абсолютное отклонение?
6. В чем заключается сущность метода относительных величин?
7. Каковы типовые разновидности относительных показателей?
8. Приведите примеры относительных величин динамики.
9. По каким формулам исчисляются коэффициент динамики, темп роста, темп прироста?
10. В чем заключается сущность относительных величин структуры?
Как исчисляется удельный вес?
11. В чем состоит сущность метода средних величин?
12. Дайте определение понятия «вертикальный (структурный) анализ.
13. Дайте определение понятия «горизонтальный (временной) анализ.
14.В чем состоит сущность факторного анализа?
15. Дайте определение понятия «финансовые коэффициенты».
16. Приведите примеры наиболее часто применяемых финансовых коэффициентов.
17. Каковы преимущества метода финансовых коэффициентов?
18. Дайте определение понятия «экономико-математические методы и модели».
19. В чем заключается сущность функционально-стоимостного анализа (ФСА)?
20. Перечислите типовые качественные (неформализованные) методы экономического анализа.
21. В чем заключается сущность метода «чтение отчетности»?
22. Охарактеризуйте сущность метода сравнения.
23.Приведите примеры типовых видов сравнений, применяемых в экономическом анализе.
24. В чем заключается сущность метода построения систем аналитических таблиц?
25. Какова сущность графического метода?
26. Каковы типовые элементы любого графика?
Контрольные тесты к главе 1.6:
Выберите один правильный вариант ответа:
1. Метод относительных показателей (величин):
А) применяется с целью характеристики объема (размера) изучаемого явления
Б) заключается в исчислении относительных величин, получаемых в результате соотношения разных показателей, т.е. деления одного на другой
В) используется с целью обобщения данных
2. Горизонтальный анализ:
А) применяется для анализа финансового состояния организации и представляет собой исчисления относительных показателей, определяемых по данным форм бухгалтерской и иной отчетности
Б) представляет показатели в виде относительных величин структуры
В) отражает динамику показателей отчетности во времени и представляет собой сравнение каждой позиции форм № 1 и 2 с предыдущим периодом, принимаемым за базу сравнения
3. Маржинальный анализ:
А) направлен на выявление резервов роста величины прибыли во взаимосвязи трех показателей: издержки (затраты); объем производства; цена реализации
Б) это общее предварительное информационное ознакомления с финансовым положением организации по данным, в основном, форм № 1 и 2
В) представляет собой составление экономико-математической модели изучаемого явления или процесса
4. Сущность метода сравнения заключается:
А) в графической иллюстрации хозяйственных процессов и одновременно в их изучении
Б) в построении систем аналитических таблиц
В) в сопоставлении процессов и показателей с целью определения их сходства и различия
5. Количественные (формализованные) методы экономического анализа:
А) включают аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции
Б) это приемы, использующие математику
В) используются с целью обобщения данных
6. Вертикальный анализ – это:
А) представление показателей финансовой отчетности в виде относительных величин структуры
Б) отражает динамику показателей финансовой отчетности во времени и представляет собой сравнение каждой позиции формы № 1 и 2 с предыдущим периодом, принимаемым за базу сравнения
В) совокупность способов изучения и измерения влияния отдельных факторов на величину какого-то результативного показателя хозяйственной деятельности фирмы
7. Чтение отчетности - это:
А) сопоставление процессов и показателей с целью определения их сходства и различия
Б) общее предварительное информационное ознакомление с финансовым положением организации по данным, в основном, бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
В) отражение динамики показателей финансовой отчетности во времени
8. Темп прироста исчисляется:
А) умножением полученного коэффициента динамики на 100
Б) делением сравниваемой величины на величину, принятую за базу сравнения
В) путем вычитания из величины темпа роста 100 процентов
9. Метод абсолютных показателей (величин):
А) применяется с целью характеристики объема (размера) изучаемого процесса
Б) характеризует изменение процесса во времени
В) используется для обобщения данных
10. Относительные величины структуры:
А) используются для обобщения данных
Б) характеризуют долю отдельной части в общей совокупности, принимаемой за 100%
В) представляют собой совокупность способов изучения и измерения влияния отдельных факторов на величину какого-то результативного показателя хозяйственной деятельности фирмы