Экономико-математические методы и модели в логистике

Необходимость повышения эффективности цепей поставок и различных логистических систем привела в свое время к созданию специальных научных направлений, напримертеории массового обслуживания. Наряду с развитием этой теории пристальное внимание уделялось и продолжает уделяться другим близким научным направлениям.

Модели, которые относятся к теории управления запасами – это модели специального класса, которые непосредственно при анализе систем массового обслуживания не рассматриваются, но при этом существенно влияют на показатели эффективности логистических систем такого типа.

Задача №1

Условие: Данные в таблице

Показатели Условные обозначения Значения
Себестоимость единицы продукции, усл. ед. С
Объем закупок (продаж) товаров, усл. ед. О
Прибыль, усл. ед. П
Расходы на упаковку и маркировку товара, усл. ед. Р1
Расходы по погрузке товара на складе продавца, усл. ед. Р2
Расходы на перевозку товара от склада продавца до основных перевозочных средств, усл. ед. Р3
Расходы по выгрузке товара (на железнодорожной станции), усл. ед. Р4
Расходы на складирование товара в пункте перевалки грузов, усл. ед. Р5
Прочие расходы в стране экспортера, усл. ед. Р6
Расходы на экспортные формальности, усл. ед. Р7
Расходы на погрузку товара на основной транспорт, усл. ед. Р8
Расходы на транспортировку товара от пункта перевалки в стране экспортера до пункта в стране импортера, усл. ед. Р9
Расходы на страхование товара в стране экспортера, усл. ед. Р10
Расходы на страхование товара от пункта перевалки в стране экспортера до пункта перевалки в стране импортера, усл. ед. Р11
Расходы на перевозку товара до границы экспортера, усл. ед. Р12
Расходы на перевозку товара до границы импортера, усл. ед. Р13
Расходы на доставку товаров в пункт назначения (порт), усл. ед. Р14
Расходы на импортные формальности, усл. ед. Р15
Расходы на выгрузку товара с основного транспортного средства в пункте перевалки, усл. ед. Р16
Расходы по складированию в пункте перевалки, усл. ед. Р17
Расходы на погрузку товара в пункте перевалки, усл. ед. Р18
Расходы на перевозку товара от основного транспортного средства до склада покупателя, усл. ед. Р19
Расходы на выгрузку товара на складе покупателя, усл. ед. Р20

Определить:какие базисные условия поставки будут использованы покупателем, и в соответствии с этим какая будет цена партии оборудования немецкого строительного предприятия (производителя) в г. Мюнхен, если московская фирма заключила контракт с немецкой фирмой при условиях, что оборудование будет загружено и транспортировано покупателем непосредственно со склада завода-производителя в г. Мюнхен.

Решение:Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. При определении обязанностей продавца следует ориентироваться на то, в какую из групп – E, F, C или D – входит данное базисное условие поставки товара.

В данном случае указанное условие поставки входит в группу Е, при этом цена товара на базисных условиях поставки – «франко-завод» - EXW:

Ц = С * О + П + Р1.

Соответствующие условные обозначения приведены при описании условия задачи.

Данные условия означают, что продавец считается выполнившим обязанности по поставке, если он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например, на заводе, фабрике и т.п.). Продавец не отвечает на погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенное оформление товара для экспорта.

Цена партии оборудования равна:

Ц=804*50+6524+1324=48048.

Условия поставки – EXW, цена партии товара – 48048 усл. ед.

Вывод: цена партии товара 48048 усл. ед.

Информационные технологии и системы в логистике

Информационные технологии – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.

Задача №1

Охарактеризовать состав информационного потока и составить его графическую схему с указанием видов информационных носителей (различные виды товаросопроводительных и товарораспорядительных документов, договорная документация), пунктов перемещения и обработки (подразделения фирмы, отделы), объемов и периодичности перемещения, а также описание его организационно-законодательной основы (внутрифирменный стандарт, Положение о документообороте или другие).

Решение

Согласовав схему внешней среды процесса, команда должна создать карту процесса, позволяющую взглянуть на процесс более детально. Это будет схема информационных потоков и на ней будут показаны основные составляющие процесс субпроцессы. Основные этапы процесса, изображенные на рисунке.

Экономико-математические методы и модели в логистике - student2.ru

Этап 1. Отдел по обслуживанию покупателей получает заказ от покупателя, записывает его и посылает в отдел продаж и производства, а копию - в отдел технической поддержки.

Этап 2. На основе информации о заказе покупателя отдел технической поддержки разрабатывает техническую спецификацию на тип пищевой смеси, которая требуется покупателю, и посылает ее в отдел продаж и производства.

Этап 3. Используя информацию о заказе покупателя и техническую спецификацию, отдел продаж и производства оформляет заказ на поставку, а также информацию о текущем уровне запасов. Этот заказ и информация передаются в планово-производственный отдел.

Этап 4. Разрабатывается план производства для отдела по планированию расходов сырья и материалов. Это делается на основе информации о продажах и запасах.

Этап 5. Отдел по планированию сырья и материалов использует производственный план, номер контракта и информацию о наличии транспорта и запасов сырья и материалов для разработки требований к перевозке и плана потребности в материальных ресурсах.

Этап 6. Отдел планирования перевозок выписывает заказ на транспортное средство, используя требования к перевозке и текущую информацию от третьей стороны (перевозчика). Информация о задержках скапливается в отделе по обслуживанию покупателей.

После выполнения этих шагов цех помола производит требуемое количество корма, готового к погрузке на транспорт перевозчика. Перевозчик забирает продукцию и доставляет ее к покупателю.

Вышеуказанная схема информационных потоков показывает основные субпроцессы данного процесса и их взаимодействие между собой для производства первичного выхода процесса, которым в данном случае является животный корм, доставленный фермеру. Эта схема позволяет увидеть процесс как бы сверху, хотя при этом нет возможности рассмотреть детали основных субпроцессов.

Международная логистика

На сегодняшний день логистика представляет собой систему организации доставки грузов от производителя к потребителю, и основным ее назначением является координация различных стадий транспортных грузоперевозок.

Развитие транспортной сети, повлекшее усиление торговых связей между государствами всего мира, а также прогрессирующие процессы глобализации, выводят на первый план такое направление в логистике, как международная логистика.

Главной особенностью международной логистики является тот факт, что производитель и потребитель товара находятся в различных государствах, следовательно, процесс доставки товаров потребителю включает в себя преодоление государственных границ и таможен.

Задача №1

Условие:В фирму по оказанию логистических консалтинговых услуг обратился менеджер по логистике финской фирмы с вопросом: где его компании выгоднее покупать комплектующие для производимого оборудования: в Европе или в Юго-Восточной Азии (ЮВА)

У — удельная стоимость поставляемого груза, евро/куб. м = 3054

Тт — транспортный тариф, евро/куб. м = 129

Пи — импортная пошлина на товар из Юго-Восточной Азии, % = 26

Зп — ставка на запасы в пути, %, = 4,3

Зс — ставка на страховые запасы, %, = 3,2

Се — стоимость товара в Европе, евро = 132

Са — стоимость товара в Юго-Восточной Азии, евро 113

Д — доля дополнительных затрат, возникающих при доставке товаров из Юго-Восточной Азии, в удельной стоимости поставляемого груза, % = 18,6

Рс — Разница между стоимостью комплектующих товаров в Европе и в Юго-Восточной Азии, % = 25,348

1. Расчет доли дополнительных затрат, возникающих при доставке товаров из Юго-Восточной Азии, в удельной стоимости поставляемого груза осуществляется по следующей формуле:

Д = 100 * Тт/У + Пи + Зп + Зс (%)

Подставив в формулу исходные данные, получаем

Д = 100 * 129 /3054 + 26 + 4,3 + 3,2 = 37,72%.

2. Определение разницы между стоимостью комплектующих товаров в Европе и в Юго-Восточной Азии, приняв за 100% наименьшую стоимость товара Са, осуществляется по следующей формуле:

Рс = (Се - Са) * 100/Са (%)

Подставив в формулу исходные данные, получаем

Рс = (132 - 113) * 100/113 = 16, 814%.

3. Сравнение полученных значений Д и Рс

Д = 37,72% <Рс = 16,814%

4. Ответ. Поскольку доля дополнительных затрат, возникающих при доставке из Юго-Восточной Азии, в удельной стоимости поставляемого груза меньше, чем разница между стоимостью комплектующих в Европе и Юго-Восточной Азии, то именно в странах этого региона выгоднее покупать комплектующие.

Управление рисками

В любой практической реализации логистическая система, от процесса движения грузов до процессов перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнородных аспектов, работа которых находится под воздействием различных факторов и сопряжена с определенным риском.

Надежность является одним из принципов логистики. Должен быть сведен к минимуму, или вообще нейтрализован, риск функционирования логистической системы.

Риск – основное понятие страхования. Под этим термином понимают вероятность возникновения страхового случая, а также примерный размер ущерба от него.

Задача №1

При транспортировке груза из Индии до Новосибирска может испортиться или быть украдена часть груза на сумму 85 тыс. руб. Собственные финансовые ресурсы торговой фирмы составляют 118 тыс. руб. Рассчитать коэффициент риска.

Решение:

Экономико-математические методы и модели в логистике - student2.ru

где У - максимально возможная сумма убытка, руб;

С - объем собственных финансовых ресурсов, руб.

Экономико-математические методы и модели в логистике - student2.ru

Ответ: коэффициент риска равен 0,72.

Задача №2

С вероятностью 0,35 груз будет утерян и убытки продавца составят 130 тыс. руб. Необходимо определить абсолютную величину риска.

Решение:

Экономико-математические методы и модели в логистике - student2.ru

где У - ожидаемый ущерб, руб;

р (У) - вероятность ущерба.

Экономико-математические методы и модели в логистике - student2.ru

Ответ: абсолютная величина риска составит 45500 руб.

Задача №3

При страховании с вероятностью 0,65 продавец получит доход 50 тыс. руб. и с вероятностью 0,35 - убытки в размере штрафа за несоблюдение условий договора - 10 тыс.руб. (при условии, что страховая сума будет полностью возмещена). Определить среднюю ожидаемую прибыль.

Решение:

0,65 · 50000 – 0,35 · 10000 = 29 тыс. руб.

Ответ: прибыль составляет 29 тыс. руб.

Задачи для самостоятельного разбора

Задача №1

Наши рекомендации