Вопрос № 15. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляемому объекту могут быть разделены на внутренние и внешние.
К внутренней относится инф-ция, которая генерируется в процессе функционирования предприятия и формируется специалистами его различных подразделений: бухгалтерии, маркетинга, материально-технического снабжения, финансового отдела и других функциональных подсистем. Практический интерес для использования в финансовом менеджменте представляет любая внутренняя инф-ция о хозяйственном объекте и это, прежде всего, данные управленческого учета, различные сметы и бюджеты, плановые и оперативные данные об исполнении кассового бюджета, сведения о незапланированных поступлениях и выбытии средств, о движении ресурсов, бухгалтерская, финансовая отчетность. Поскольку такая инф-ция производится и циркулирует внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации.
Содержащаяся в финансовой отчетности информация представляет большой интерес и для внешних пользователей (налоговые органы, органы статистики, акционеры, инвесторы).
К внешней инф-ции относятся:
-общая экономическая и политическая ситуация в стране и мире;
-положение на рынках капитала
-инф-ция о современных банковских технологиях
- инф-ция о биржах, котировках в стране и мире.
В качестве внешней инф-ции используется понятие «деловая инф-ция». В ее составе выделяется:
1.Макроэкономическая инф-ция, характеризующая общее состояние экономики страны в виде различных индикаторов, оценок, прогнозов и предоставляемая специальными гос-ными или независимыми институтами.
2.Финансовая инф-ция, характеризующая текущее и перспективное положение фирм, сложившуюся конъюнктуру на рынке капиталов, инвестиций, эмиссии ценных бумаг, формируемая в результате проведения собственных или заказных исследований, получаемая из независимых источников (консалтинговых, инвестиционных, аудиторских фирм, специализированных агентств, баз данных, периодических изданий).
3. Биржевая инф-ция - о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и %-ых ставках, индикаторах, предоставляемая банками, биржами, брокерскими фирмами, спец. агентствами и службами.
4.Коммерческая, включает сведения о предприятиях, их производственных связях, выпускаемой продукции, сделках, ценах, технологиях, руководителях, акционерах…..
5.Статистическая: экономическая, финансовая, биржевая, социальная, демографические и другие данные, представленные в виде динамических рядов
6.Деловые новости, текущая инф-ция из различных сфер бизнеса, периодически предоставляемая инф. агентствами и публичной печатью.
В связи с глобализацией хозяйственной деятельности, информатизацией общ-ва, часто трудно провести четкую границу между выделенными видами инф-и.
Основными поставщиками инф. продуктов и услуг являются:
-службы обмена инф-ей между финансовыми институтами
-специализированные агентства и службы, ориентированные на профессиональных инвесторов
-агентства и службы, ориентированные на потребительский рынок
Предоставляемая выделенными поставщиками инф-ция, продукты, услуги доступны в следующих формах:
-в реальном масштабе времена(on-line)
-в виде БД на информационных носителях
- как специализированные обзоры или в печатном виде
- материалы периодических деловых изданий
Деловая информация on-line по российским и международным рынкам предоставляется такими зарубежными поставщиками, как агентство Reuters, Bloomberg, Dow Djones Telerat.
В финансово-кредитной сфере инф. услуги ведущих мировых поставщиков сочетаются с возможностью проведения электронных сделок.
На российском рынке, который по уровню сервиса и оперативности приближается к мировому уровню, действует ряд компаний: Интерфакс, Прайм, Межбанковский финансовый дом(МФД), службы институтов финансового рынка- ММВБ (московская международная валютная биржа), РТС(российская торговая система).
Роль интернета как международной информационной системы и в качестве источника доступа к инф-ции on-line как для зарубежных, так и для российских агентств, весьма высока.
16. Экономическая информационная система (понятие, св-ва, примеры).
ЭИС- совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной инф. связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки инф-ции и выработки управленческих решений.
ЭИС является системой инф. обслуживания работников управленческих служб и выполняют технологические ф-ции по накоплению, хранению, передаче и обработке инф-ции. Создание АЭИС способствует увеличению эффективности производства экономического объекта и обеспечение качество управления. Наибольшая эффективность достигается при оптимизации планов работы предприятия, как следствие быстрой выработки оперативных решений и четкой маневрированности материальными, финансовыми и другими ресурсами. Поэтому процесс управления в условиях функционирования АЭИС основывается на экономико- организационных моделях, более или менее адекватно отражающих характерные структурно-динамические св-ва объекта.
Адекватность модели означает соответствие объекту по поведению в условиях, имеющих реальную ситуацию. Полного повторения объекта в модели быть не может, но несущественными для анализа и принятия решений деталями можно пренебречь.
Обобщенно модели можно классифицировать на:
-вероятностные и детерминированные(определенные)
-функциональные и структурные(по составу).
Эти особенности порождают разнообразие типов инф. систем. Внедрение в практику экономической работы оптимизационных методов формализации ситуаций производственно-хозяйственных процессов, оснащенных, функциональных подсистем средствами инф. технологий- все это ведет к автоматизации эконом. Системы предприятия и управления в целом.
Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, к достоинствам которой с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС относят упрощение:
- разработки и модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
- внедрения и постановки готовых подсистем в соответствии с очередность выполняемых работ (Галактика, SAP, P3);
- эксплуатации ЭИС в следствии специализации работников в определенной сфере.
Обычно выделяют функциональные (обслуживают определенные виды деятельности ЭИС предприятия, характерны для структурных подразделений) и обеспечивающие подсистемы. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как техническая, математическая, программная, правовая, организационная.