Информационное обеспечение финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как подсистема управления организацией может успешно функционировать лишь при наличии определенных видов обеспечения. Грамотное управление любой социально-экономической системой невозможно без надлежащего информационного обеспечения ее управленческого персонала. Данный тезис особенно актуален для участников современной жесткой конкурентной, динамично меняющейся бизнес-среды. Этим предопределяются особая роль и значимость информационных ресурсов, доступных управленческому персоналу фирмы.

Информация - это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся. Иными словами, не любые данные можно квалифицировать как информацию, а лишь тс, которые раскрывают объект внимания с какой-то новой, ранее неизвестной стороны. Из приведенного определения можно сделать очень важный вывод: информация сама по себе не существует, существуют лишь данные (информационные ресурсы, информационное сырье), из которых можно почерпнуть информацию. Таким образом, информация генерируется в процессе обращения приемника информации к информационному сырью, а потому она вариабельна и весьма субъективна.

К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, полнота, своевременность, необходимая достаточность, актуальность, достаточная точность и т. п.

Информационное обеспечение процесса управления финансами — это совокупность, во-первых, информационных ресурсов (информационная база) и, во-вторых, способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании.

Все информационные ресурсы, имеющие отношение к финансовой деятельности организации, можно сгруппировать в шесть крупных блоков: сведения регулятивно-правового характера, сведения нормативно-справочного характера, данные системы бухгалтерского учета, данные налогового учета, статистические данные и несистемные данные.

Сведения внутри каждого блока поддаются структуризации, в том числе с позиции степени конфиденциальности и доступности.

Что касается организационной стороны информационного обеспечения, то она может быть построена по-разному — в зависимости от финансовых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующею субъекта. Здесь возможны различные варианты, например создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из специализированных баз типа «Гарант», «Кодекс» или «КонсультантПлюс», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников данных и др.

В системе информационного обеспечения процесса управления ключевую роль играет бухгалтерская отчетность. Речь идет не об информационном обеспечении текущего управления (для этого могут использоваться оперативные данные и данные текущего бухгалтерского учета), а об обеспечении финансовых решений тактического и стратегического характера, от которых зависит судьба предприятия и в известном смысле судьба его владельцев.

Бухгалтерская отчетность представляет собой наиболее достоверную информационную модель предприятия, доступную, как правило, для широкого пользования; последнее обстоятельство как раз предполагает и предопределяет значимую достоверность этого информационного источника. Тем не менее, понятие достоверности данных бухгалтерской отчетности не следует абсолютизировать.

Определение бухгалтерской отчетности может быть дано исходя из логики собственно бухгалтерского учета, который процедурно реализуется путем: а) открытия счетов в начале очередного учетного периода; б) отражения на них текущих операций в системе двойной записи; в) закрытия счетов и формирования отчетности за истекший период. Поэтому бухгалтерская отчетность есть система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный период, представленных, как правило, в табличной форме и сформированных непосредственно в результате закрытия счетов Главной книги.

Поскольку при закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в отчет о прибылях и убытках, либо в баланс, основными формами бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы; любые другие формы (а, например, в годы советской власти их число доходило до двух десятков), по сути, являются аналитическими расшифровками или дополнением к упомянутым двум формам.

Бухгалтерская отчетность имеет многоцелевой характер. Она может использоваться как для внутрипроизводственных целей (имеются в виду цели собственников предприятия, его управленческого персонала и бухгалтерской службы), так и для целей анализа, планирования и контроля на данном предприятии, поскольку представленные в ней итоговые результаты деятельности предприятия за период позволяют реализовать эти функции.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность коммерческой организации определена в следующем составе:

-бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

-аудиторское заключение;

-пояснительная записка.

Состав приложений уточняется другими нормативными документами: Положениями по бухгалтерскому учету, приказом Минфина России с рекомендательными форматами отчетности и др. Согласно упомянутым документам к приложениям относятся: отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Эти пять форм как раз и составляют годовую отчетность фирмы; помимо нее фирма обязана составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал нарастающим итогом), к которой относятся формы № 1 и 2. Все эти формы являются основой информационной базы финансового менеджмента.

Формы бухгалтерской отчетности представляют собой единое целое, поскольку с разных сторон дают характеристику финансового состояния и финансовых результатов, достигнутых предприятием за отчетный период. Этим формам присущи логические (взаимодополнение и корреспонденция форм), а также прямые и косвенные информационные (контрольные соотношения между статьями) взаимосвязи.

При составлении отчетности существенную роль играют принципы бухгалтерского учета. В частности, в соответствии с принципом исторических цен принято отражать активы по себестоимости; в соответствии с принципом осторожности некоторые виды активов показывают в балансе с учетом начисленных резервов.

Основную аналитическую нагрузку среди отчетных форм несет баланс. С позиции аналитика из множества видов балансов наибольшую значимость имеет аналитический баланс-нетто, в котором проведены определенная перекомпоновка и укрупнение статей, подразделов и разделов, а также выполнена процедура «очистки» от регулирующих статей, искажающих валюту (т. е. итог) баланса.

В отношении основных составных частей баланса — актива и пассива могут быть даны различные их интерпретации. Актив баланса имеет две основные трактовки: предметно-вещностную (актив — это опись инвентаря) и затратно-результатную (актив — это расходы ради будущих доходов). Пассив баланса имеет юридическую и экономическую интерпретации. Согласно первой пассив — это сумма обязательств предприятия перед его собственниками и контрагентами; согласно второй пассив представляет собой свод источников средств.

Любая статья в пассиве должна трактоваться не как собственно финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым стоит реальное физическое или юридическое лицо, предоставившее хозяйствующему субъекту денежные средства в прямой или опосредованной форме. Поскольку возникшие в связи с предоставлением средств обязательства раньше или позже будут непременно погашены, соответствующий источник вполне может исчезнуть. Источники средств и собственно средства — это совершенно разные категории, поэтому они и представлены в различных разделах — соответственно в пассиве и активе баланса.

Одним из элементов пассива баланса является прибыль. При этом прибыль — это условный расчетный показатель, а не реальные средства, которые можно использовать в операциях купли-продажи.

Баланс как основная отчетная форма может быть составлен различным образом, при этом каждому представлению соответствует свое балансовое уравнение. Существует три основных балансовых уравнения:

LTA + СA=Е+ (LTL + CL), (1)

А-L = Е, (2)

LTA + (СА - CL) = Е + LTL, (3)

где А — активы фирмы;

Е - капитал собственников фирмы;

LTL — долгосрочные обязательства;

CL — краткосрочные обязательства;

L — обязательства (краткосрочные и долгосрочные);

LTA — внеоборотные активы;

СА - оборотные активы.

Приведенные уравнения позволяют составить балансы, ориентированные соответственно на менеджеров и кредиторов (уравнение (1)), собственников фирмы (уравнение (2)), инвесторов, т. е. собственников фирмы и ее лендеров (уравнение (3)).

Показатели отчета о прибылях и убытках могут существенно меняться в зависимости от того, какой метод — начисления или кассовый — применяется в компании для расчета выручки и финансовых результатов. Метод начисления является основным и используется по умолчанию.

Теоретически число методов исчисления выручки и финансовых результатов не ограничивается двумя, поскольку ключевым моментом в операциях купли-продажи является не отгрузка товаров или поступление денежных средств, а момент перехода права собственности и риска случайной гибели от одного контрагента к другому. Эти обстоятельства определяются так называемыми условиями франкировки (базисными условиями поставки (Инкотермс)).

Каждая хозяйственная операция вызывает изменение в финансовом состоянии предприятия, что немедленно отражается на балансе (в случае если бы баланс составлялся после каждой операции). Существуют четыре типа изменений в балансе: а) увеличение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого увеличения актива и пассива; б) уменьшение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого уменьшения актива и пассива; в) изменения в составе активов (валюта баланса не меняется); г) изменения в составе источников (валюта не меняется). (Отметим, что в пунктах а) и б) неравновеликого увеличения или уменьшения актива и пассива баланса в силу двойной записи быть не может.)

меняемой в России и в экономически развитых странах.

Особенности отчетности предприятий в годы советской власти:

а) множественность форм;

б) их централизованное утверждение;

в) их отраслевая ориентация;

г) наличие плановых показателей в балансе;

д) регламентация соотношений между отдельными статьями баланса;

е) обязательность составления месячной отчетности;

ж) почти ежегодная изменчивость;

з) составление баланса в оценке брутто;

и) регламентированность процедур учета, оценки и представления отчетных данных.

Особенности отчетности российских коммерческих организаций на современном этапе развития экономики: а) ориентация на МСФО;

б) уменьшение числа форм;

в) отказ от отраслевой ориентации;

г) рекомендательный характер отчетных форм;

д) составление баланса в оценке нетто;

е) доминанта двух основных и равноважных

отчетных форм — баланса и отчета о прибылях и убытках; ж) публичность отчетности;

з) размежевание финансовой и налоговой отчетности;

и) специфика представления прибыли в отчетности;

к) возможность выбора процедур учета, оценки и представления отчетных данных.

Кроме данных бухгалтерской отчетности организации и первичных документов, отражающих деятельность компании, источниками получения информации для финансового менеджера являются официальные статистические данные, валютные курсы, данные рейтинговых агентств, биржевая информация (котировки, индексы), результаты маркетинговых исследований рынка и т.п.

Наши рекомендации