Понятие и показатели качества. Методы управления качеством продукции. Организация контроля качества на предприятии
Качество- это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. Или философское определение -качество есть существенная определенность товара, в силу которой он является данным. Следует различать понятия: потребительская стоимость, качество и полезный эффект.
Потребительская стоимость – способность товара удовлетворять определенные потребности.
Качество – потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность. Полезный эффект - действительная (фактическая) способность товара удовлетворять
конкретную потребность.
К показателям качества относятся следующие:
1. Показатели назначения товара характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.
2.Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.
З.Экологичность товара .
Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный
бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. Вредное воздействие может быть непосредственным, при применении объекта либо перспективным, разовым, либо накопительным, прямым либо косвенным.
В настоящее время ряд международных организаций (ООН,МАГАТЭ,ИСО МЭК и др.) осуществляет постоянный мониторинг за функционированием отдельных объектов, изменением экологических параметров окружающей природной среды, здоровьем животного мира. Промышленно развитые страны в последние годы резко ужесточают требования к экологичности объектов. Однако существенных конечных результатов в мировом масштабе
эта работа пока не приносит. Показатели экологии земного шара продолжают ухудшаться.
4.Показатели эргономичности товара используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементов его конструкции к взаимному расположению элементов. И т. п.
Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия: изучение рабочего места, рабочая поза человека, его движения, дыхательные функции, восприятие, мышление, память, размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи информации и т. д.
Эргономические показатели продукции классифицируются :
а), гигиенические
б).антропометрические (размеры)
в), физиологические и психофизиологические - требования к здоровью и
особенностям функционирования органов человека пороги слуха, зрения,
тактильных ощущений.
Г).психологические
5. Показатели технологичности товара.
Технологичность - свойство, показывающее, насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения производства, транспортирования и технического обслуживания объекта. Технологическая конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта. При проведении технологического контроля конструкторской документации технологи навязывают конструкторам идею унификации и стандартизации элементов конструкции с тем, чтобы упростить и удешевить организационно -технологическую подготовку производства нового объекта.
б.Эстетичность товара.
Эстетичность - комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Менее эстетичное изделие утомляет человека, отвлекает его внимание от процесса труда, угнетает его психику В результате ухудшается использование изделия во времени, повышается брак работе, снижается его продуктивность. Эстетичность обуславливается рядом простых свойств, как например, форма, гармония, композиция, стиль и т. д.
7. Показатели стандартизации и унификации объекта. Стандартизация и унификация предусматривают рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах
8. Патентно-правовые показатели объекта. Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентно-способности) и показателя патентной чистоты.