Организация контроля качества продукции на предприятии

Управление качеством продукции — это взаимоувязан­ный комплекс мер по установлению, обеспечению и под­держанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потребле­нии, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции [13, с. 316].

Государственная система управления качеством продук­ции в Республике Беларусь включает в себя:

1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуата­ции (потребления) продукции.

2. Государственную систему стандартизации.

3. Государственную систему надзора за соблюдением стан­дартов и состоянием измерительной техники.

4. Государственную статотчетность предприятий по ка­честву продукции.

5. Заводские (внутрифирменные) системы управления ка­чеством продукции.

Более подробно качество и сертификация продукции в РБ будет рассмотрена ниже.

Стандарты ИСО серии 9000 включают [13, с. 317]:

• ИСО 9000 «Стандарты по управлению качеством и обес­печению качества. Руководство для выбора и применения»;

• ИСО 9001 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при проектировании, разработке, производстве, мон­таже (установке) и обслуживании»;

• ИСО 9002 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при производстве и монтаже (установке)»;

• ИСО 9003 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества в процессе контроля и испытания готовой продукции»;

• ИСО 9004 «Управление качеством и элементы систе­мы качества. Основные направления».

Три международных стандарта ИСО (9001,9002, 9003) содержат соответственно модели систем обеспечения каче­ства на различных этапах создания продукции.

Ранее разработанный международный стандарт ИСО 8402 «Словарь терминов» является базой для трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исклю­чает субъективизм при их толковании.

ИСО 9000 показывает особенности введения в действие системы управления между различными понятиями каче­ства и определяет правила применения моделей обеспече­ния качества продукции.

ИСО 9004 содержит описание элементов систем каче­ства, на которые есть ссылки в ИСО 9000 и других стан­дартах серии.

Значительная монополизация белорусской экономики и от­сутствие действенных антимонопольных мер фактически ис­ключает свободную конкуренцию на рынке, с другой сто­роны, предприятия промышленности не располагают сред­ствами для совершенствования выпускаемой продукции. Эти обстоятельства и сохраняющиеся высокие темпы инфляции лишают в настоящее время товаропроизводителей РБ возможности повышения качества продук­ции, а у монополистов побудительных мотивов к внедрению новых, высокоэффективных изделий. Стандарты серии ИСО 9000 остаются часто невостребованными.

Эффективное управление качеством продукции предпо­лагает развитый рынок, развитую систему прямой и обрат­ной связи между производителями и потребителями продук­ции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным явля­ется принцип Тейлора, который в условиях Республики Беларусь продолжает иметь всеобщий характер, будучи рас­пространенным на уровень государственного управления ка­чеством продукции.

Основой этого принципа является нормирование — ус­тановление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм. Реализация принципа Тейлора на уровне предприятия основывается на установ­лении производственных норм руководством предприятия для его работников. В практике деятельности передовых фирм все большее распространение получает концепция японского специали­ста, доктора К. Исикава. Основным положением этой кон­цепции является переход от чисто допускового управле­ния к управлению по отклонению от номинала [13, с. 317]. Реализу­ется это положение при помощи функции потери качества, позволяющей отклонение от номинала представлять в де­нежном эквиваленте. Функция потери качества чаще все­го имеет квадратичную зависимость стоимостной оценки от величины отклонения показателя качества (принятого для оценки) от номинальной величины. На ее основе по результатам статистического контроля качества рассчиты­вается количественная оценка работы исполнителя. Дирек­тивные задания руководства при этом переходе заменяют­ся гибкой связью между результатами деятельности с раз­мером ожидаемого вознаграждения.

Другим важнейшим принципом управления качеством продукции является наличие собственной программы уп­равления.

Такими программами выступают бизнес-планы предпри­ятий в части проектирования новых либо модернизации вы­пускаемых изделий, задания государственных заказов в части, касающейся повышения качества продукции. Эле­ментами программы по повышению качества продукции являются компоненты технической документации, стандар­ты, эталонные изделия.

Следующим принципом, учитываемым при построении систем управления качеством продукции, является необ­ходимость учета неустойчивого характера объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки ог­ромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпуска­емой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.

Необходимо также стремиться к обеспечению постоянно­го сравнения состояния качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уров­не качества.

Наблюдение за реализацией стратегии управления и в случае отклонений принятие мер для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип реа­лизуется на основе изучения потребностей рынка, осуще­ствления проверок продукции на соответствие норматив­но-технической документации.

Рассматривая качество продукции в виде системы, сле­дует отметить ее иерархическую структуру, каждый из эле­ментов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента «подсистемы» более высокого уровня. Например, растет совокупность основных потре­бительских свойств продукции до уровня измеряемых, нор­мируемых и контролируемых показателей, что дает воз­можность воздействовать на отдельное свойство.

Признаком целостности качества продукции как систе­мы является то, что качество продукции представляет со­бой совокупность целого ряда свойств, связанных между собой и с разных сторон характеризующих изделие. Срав­ниваемые свойства и их значимость для всех изделий оп­ределенной партии (серии) являются в каждый данный момент времени одним и тем же. Отсутствие у какого-либо экземпляра одного или нескольких свойств приводит к снижению его общей полезности.

Учет системного характера качества изделий и после­довательное соблюдение принципов построения систем уп­равления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эф­фективные системы.

Такие системы могут иметь международный характер, создаваться на государственном и фирменном уровнях.

На предприятии контрольные операции выполняются раз­личными службами, цехами и отделами.

Контроль за правильным использованием стандартов, тех­нических условий и другой нормативно-технической доку­ментации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля. Кроме того, качество техни­ческой документации контролируется непосредственными исполнителями и руководителями всех уровней. Контроль качества в процессе изготовления продукции осуществля­ет отдел технического контроля (ОТК), а также исполни­тели и руководители производственных подразделений.

Для обеспечения профилактического характера контро­ля, предотвращающего появление брака, проводится конт­роль стабильности технических процессов, входной конт­роль качества сырья, материалов, полуфабрикатов и ком­плектующих изделий. Контрольные операции являются частью производственного процесса. Они разрабатываются одновременно с технологическими процессами, соответству­ющими службами при участии отдела технического конт­роля либо по согласованию с ним.

В процессе контроля качества продукции она делится на годную и дефектную. Годная продукция удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации, дефек­тная имеет явный или скрытый дефект. Дефект называет­ся устранимым, если его ликвидация технически возмож­на и экономически целесообразна. В противном случае де­фект неустраним. Если все дефекты устранимы, то брак является исправимым, если нет — он неисправим [13, с. 317].

Качество готовых изделий контролируется по результа­там испытаний. Опытный образец (опытная партия) изго­тавливается и испытывается для проверки соответствия про­ектируемого изделия требованиям технического задания.

Готовность к серийному или массовому производству про­дукции определяется по результатам изготовления и ис­пытания головной (контрольной) серии изделий.

В установившемся серийном или массовом производстве производят типовые, периодические и приемо-сдаточные ис­пытания.

Типовые испытания проводят после внесения конструк­торских или технологических изменений.

Периодические испытания устанавливают стабильность качества изделий и их соответствие стандартам и конст­рукторской документации. Приемо-сдаточное испытание изделия проводят при приемо-сдаточном контроле готовой продукции с целью обнаружения неисправностей.

При проведении контроля качества продукции чаще всего используют статистические методы контроля.

Одноступенчатый контроль позволяет делать заключе­ние о качестве продукции по одной выборке. Двухступен­чатый контроль предполагает принятие решений о каче­стве продукции по результатам не более двух выборок, причем отбор второй выборки зависит от результатов про­верки первой выборки.

Последовательный контроль не определяет заранее ко­личества изделий, по которым будет сделан вывод о каче­стве продукции. Среднее число проверяемых изделий с ро­стом числа ступеней убывает.

Статистический приемочный контроль используется в условиях устойчивых технологических процессов в массо­вом и крупносерийном производстве. По сравнению со сплошным контролем он сопровождает количество конт­ролируемых объектов, однако трудоемкость каждой контрольной операции возрастает из-за использования измери­тельной аппаратуры, определяющей значение контролиру­емых параметров.

Методы статистического регулирования технологических процессов позволяют контролировать один из параметров качества одной из операций технологического процесса. Ав­томатизация контроля, применение ЭВМ для анализа кон­тролируемых параметров технологических процессов позво­ляют перейти к автоматизированным системам управления технологическим процессом.

Совершенствование существующих и создание новых си­стем управления качеством технологических процессов идет по двум основным направлениям:

1. Разработка новых методов выполнения контрольных операций и автоматизация контроля.

2. Создание гибких автоматизированных систем обеспе­чения качества (АСОК) [13, с. 319].

Совершенствование системы управления качеством про­дукции должно создавать экономические и организацион­ные условия, повышающие мотивационность труда как работников ОТК, так и всего коллектива предприятия в повышении качества выпускаемой продукции. Значитель­ный опыт в этой области накоплен в развитых странах Запада, Японии, Дальнего Востока. Изучение этого опыта становится все более актуальным по мере движения Республики Беларусь к рынку.

Наши рекомендации