Организация – это группа людей, объединенная для достижения определенных целей.

Для организации характерно:

- кол-во членов не менее 2-х чел

- наличие хотя бы одной общей цели, разделенной всеми членами организации

- совместная деятельность

Внешняя среда организации – это совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента

Прямое воздействие – это все организация и люди, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых ею целей и задач (партнеры, поставщики, покупатели)

Косвенное воздействие – это факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на текущую деятельность организации, предопределяют важнейшие решения, принимаемые ее менеджером. Главная роль принадлежит экономическим, правовым, экологическим, техническим и др. факторам и переменным.

Свойства внешней среды:

- взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

- сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора

- подвижность внешней среды – это скорость с которой происходят изменения в окружении организации

- неопределенность внешней среды - является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.

Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

Анализ факторов внешней среды – представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших для организации факторов (элементов) деловой среды, а также факторов макроокружения, на которые организация не может оказывать непосредственного влияния. Основными целями анализа факторов внешней среды организации являются предвидение потенциальных угроз со стороны внешней среды и выявление новых возможностей для организации, которые она открывает.

Угрозы и возможности могут появляться со стороны элементов ближнего окружения компании:

- клиентов;

- поставщиков и других партнеров по бизнесу;

- конкурентов;

- финансово-кредитных учреждений;

- контролирующих организаций;

- общественности и внешних заинтересованных лиц.

Для получения более полного представления о складывающихся тенденциях развития внешней среды анализу необходимо также подвергнуть основные факторы макросреды организации:

- политические;

- экономические;

- социальные;

- технологические

Внутренняя среда

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований.

Основные переменные это:

1. Цель – это описание результатов деятельности организации в будущем.

2. Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

3. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

4. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала на входе, в форму получаемую на выходе

Анализ внутренней среды организации можно производить по ее функциональным подсистемам:

1) организационная культура;

2) производство;

3) персонал;

4) финансы;

5) маркетинг;

5) менеджмент;

6) нововведения.

Изучение внутренней среды организации должно быть направлено на раскрытие возможностей и угроз, которые складываются внутри организации, т.е. изучение сильных и слабых сторон организации.

Для интегральной оценки изменений во внутренней внешней среде, которые следует учесть при разработке стратегии, наиболее часто применяется метод SWOT-анализа.

SWOT-анализ – это оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Он помогает оценить изменения во внешней и внутренней среде, которые необходимо учесть при разработке стратегии, и позволяет установить связи между возможностями и угрозами со стороны окружающей среды и потенциалом организации.

Наши рекомендации