Эволюция и современные концепции развития менеджмента
История развития управления организациями насчитывает тысячелетия, но как наука менеджмент начал формироваться лишь в начале 20-го столетия.
1) Школа научного управления. Основатель Тейлор. Основные идеи:
- сложные производственные процессы разбиваются на простые операции;
- отбор и обучение специалистов;
- должна быть разработана система стимулирования;
- рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым;
- планирование должно быть отдельно от самой работы.
Это позволило сформировать основные принципы организации работы на рабочем месте. Форд создал конвейер.
2) Принципы управления организацией. А.Файоль предложил использовать оргструктуру для управления и представлять процесс управления как сложный, состоящий из нескольких этапов: управлять – это значит:
- предвидеть - (планирование);
- организовывать - (организация работ);
- распоряжаться - (руководство);
- согласовывать - (координация);
- контролировать – (контроль).
3) Школа человеческих отношений. Необходимость использовать достижения социологии и психологии для управления.
Теория управления людьми. Мак-Грегора. «Х» и «Y» – управление людьми с позиции руководителя.
«Х» – методы авторитарного управления; «Y» - метод демократического управления
«Х» | «Y» |
1.Человек от природы ленив и не любит работать 2.Необходимо создать средства принуждения, чтобы заставить человека работать для достижения целей организации 3.Средний человек предпочитает чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужен комфорт и безопасность. | 1.Работа для человека также естественная как игра. 2.Всегда можно создать систему заинтересованности 3.Средний человек готов проявить инициативу и взять ответственность на себя, а его пассивность определяется прошлым негативным опытом |
Теория потребностей Маслоу
- потребность в самосовершенствовании
- престижные потребности
- социальные потребности
- потребности в безопасности
- физиологические потребности
Человека интересуют только неудовлетворенные потребности, и они могут быть инструментом управления.
Новые этапы развития управленческой мысли:
1) Внедрение количественных методов управления (применение математики и компьютеров в управлении).
2) Организация рассматривается как открытая система, которая приспосабливается к многообразию внешней и внутренней среды, и главная причина того, что происходит в организации, следует искать вне нее.
3) Рост значения организационной культуры, как мощного инструмента управления.
4) Школа социально ориентированных систем (Питер Друкер) подразумевает социальную ответственность людей и организации перед обществом.
Методы управления персоналом организации
Методы управления – это способы выполнения функций.
Функции:
- планирование,
- организация,
- принятие решений,
- координация,
- мотивация,
- контроль и учет.
Их можно классифицировать: по масштабам применения – общие, относимые по всей системе и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, в бизнесе, торговле, в промышленности и т.д.
Методы управления различны по содержанию: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы – реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Осуществляется на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения, правила, нормативы и др. документы
Экономические методы – осуществляют путем воздействия на экономические интересы работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли налогов.
Административные и экономические методы управления дополняют друг друга.
Административные решения – это решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.
Социально-психологические методы – осуществляют путем воздействия на неэкономические интересы работников: использование моральных стимулов, особых способов коммуникации и других приемов воздействия на эмоции людей. Они всегда дополняют административные и экономические методы.