Система органов государственного финансового контроля и их функции
Государственный фин.контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти.
Законодательные (представительные) органы гос.власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:
- Предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете и по другим финансовым вопросам;
- Текущий контроль при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- Последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Для осуществления фин.контроля со стороны представительных органов власти созданы спец.структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Гос.Думы РФ, Счетная палата.
Особое место в проведении парламентского контроля отводится Счетной палате РФ. Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хоз.субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.
В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем:
- издания указов по финансовым вопросам,
- подписания федеральных законов,
- назначения и освобождения от должности министра финансов РФ
- представления Гос.Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют фин.контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему фин.органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.
Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин РФ осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы. Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль:
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности
- за соблюдением валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля
- за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями фин.помощи из фед.бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций
- за исполнением органами фин.контроля фед.органов исполнительной власти, органов гос.власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей.
Функции налоговых инспекций:
ü обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ
ü осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет
ü проводят проверки налогоплательщиков
ü ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соотв. Бюджет
ü контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет
ü ежемесячно представляют фин.органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.
Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступлением таможенных пошлин и обязана:
- проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами
- проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами
- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства
- проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
Федеральная служба по фин.мониторингу
- принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс.руб. каждая)
Особая роль в осуществлении фин.контроля принадлежит ЦБ РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.