Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения

Финн. контроль представляет собой совокупность проводимых субъектами контроля мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий органов гос. власти , муницип. образований, орг-ций, учреждений, населения с применением специфич. форм и методов их проведения.

Субъекты ФК - законодат-ые и исполнит. органы власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы.

Объекты ФК – денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании фин. ресурсов, в т.ч. в форме ден. фондов на всех уровнях и во всех сферах экономики.

Предмет фин. проверок - доходы, прибыль, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоги, отчисления в разл. фонды.

ФК по своему содержанию вкл. в себя проверку: соблюдения требований экономич-х законов и фин-хоз. законодательства; правильность составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; соблюдение правил ведения бух. учета составление фин. отчетности и налоговых деклараций; эффективности использования финансовых , материальных и трудовых ресурсов орг-ий.

Главное назначение фк - содействие успешной реализации финн. политики гос-ва и хозяйствующих субъектов, обеспечение процесса формирования и эффективного испл. финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.

Основные задачи:

  1. обеспечение финн. безопасности гос-ва и фин. устойчивости хоз. субъектов;
  2. содействие сбалансированности потребности в финн. ресурсах и размеров формируемых ден. фондов гос-ва и хоз. субъектов:
  3. обеспечение соблюдения действующего законодат., своевременности и полноты выполнения юр. и физ. лицами налоговых обязательств;
  4. выявление внутрихоз. резервов увеличения финн. ресурсов предприятий;
  5. обеспечение правильности ведения бух. учета и отчетности;
  6. проведение профилак. работы по укреплению фин. дисциплины.

Принципы (зафиксир. в Лимской декларации ИНТОСАИ 1977г.): независимость; объективность и компетентность, гласность, разграничение функций и полномочий, системность.

В зависимости от субъектов, осущ-х фк, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный,, независимый, правовой, гражданский контроль.

государственный-обеспечить интересы гос-ва и общества по поступлению доходов и расходованию госуд-х ден. ср-в

ведомственный -проводят контрольно-ревизионные отделы министерств,кот. осущ проверкифинансово-хоз. деятельности подведомственных учреждений.

внутрифирменный - собл. нал и безнал. ден. расчетов, определение кредитоспособности., контроль со стороны коммерческих банков

независимый – проводят аудиторы, установление достоверности бух. учета и финн. отчетности

правовой – проводят правоохранит. органы в форме ревизий, судебно-бух. экспертиз гражданский контроль – проводится физ. лицами по получении ими зп, пособий и прочее.

В зависимости от врмени и переодичности различают: предварительный, текущий и последующий контроль.

предварительный – до совершения фин. операций, носит предупредительный характер. текущий – в процессе производства и хоз. деятельности. Его задача выявление и предупреждение нарушений финн. дисциплины, требований бух. учета и отчетности. последующий – оценить результаты финансово-хоз. деятельности, эффективности осущ. фин. стратегии и политики. Проводится путем анализа и ревизии бух. и фин. отчетности.

По сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой.

бюджетный – в доходной части бюджета проверяется полнота использования имеющихся резервов, в расходной целесообразность финансирования затрат.

налоговый – мобилизация налог. доходов всех уровней бюджетной системы РФ. таможенный – своевременность и полнота прихода тамож. пошлин и сборов в бюджет. валютный –обеспечение полного и своевременного поступ. экспортной валют. выручки и обоснованность платежей в ин. валюте за импортируемый товары.

кредитный – проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд. страховой – контроль и надзор за правильным проведением страх. оп-ций.

По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финн. деятельности, наблюдение, ревизия.

проверки – на основе первич. док-в, бух. отчетности и статистич. наблюд. рассматриваются отдельные вопросы финн-хоз. деятельности и намечаются действия по устранению недостатков. Проверки бывают камеральные (по месту нах. контрольного органа) и документальные (выездные).

обследования – личное ознакомление специалистами непосредственно на месте.

надзор – осущ. за теми у кого есть лицензия. Цель соблюдение установленных правил и нормативов, наруш. которых влечет отзыв лицензии.

анализ фин. деятельности – экономический анализ- детальное изучение финн. и бух. отчетности для оценки результатов хоз. деяте-ти, финн. состояния

наблюдение – система постоянных совершаемых контрольных действий.

ревизия- основной метод. выявление и предупреждение нарушений фин-хоз. деятельности ревизуемого объекта. Ревизии бывают по полноте охвата: полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть: плановые и внеплановые, документальные и фактические (инвентаризация ценностей).

Наши рекомендации