Система органов государственного финансового контроля и их функций

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти. Основная роль отводится Счетной палате РФ и Федеральному казначейству. Законодательные органы формируют финансовую политику в области финансового контроля и общее управление им. Для контроля за выполнением финансового законодательства и движением федеральных бюджетных средств при Федеральном собрании РФ создан специальный контрольный орган ― Счетная палата РФ. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собранию РФ.

К задачам Счетной палаты относятся:

· организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

· оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств;

· финансовая экспертиза проектов правовых актов федеральных органов власти, влияющих на исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов;

· подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса.

Виды деятельности Счетной палаты РФ:

· контрольно-ревизионная;

· экспертно-аналитическая;

· информационная.

Основными формами контроля являются тематические проверки и ревизии.

К исполнительным контрольным органам относятся Правительство РФ, МНС РФ и др. Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Федеральное казначействои Департаменты контроля и аудита.

Основные задачи казначейства:

· контроль за доходной и расходной частями федерального бюджета в процессе его исполнения;

· контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

· контроль за состоянием государственных финансов в целом;

· контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Федерального казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Тема 3. Централизованные финансы

Бюджетная система.

Бюджетная система ― это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней.Все эти бюджеты функционируют автономно.

Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированныебюджеты. Это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система РФ построена на следующих принципах:

· единства бюджетной системы РФ;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджетов;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов;

· гласности;

· достоверности бюджетов;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджетов всех уровней формируются в соответствии сбюджетной классификацией, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Действующая бюджетная классификация в соответствии с Бюджетным кодексом РФ включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований;

· классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ.

Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджета, а также для контроля за выделением и использованием бюджетных средств.

Организация бюджетной системы, взаимосвязь между ее звеньями и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

· сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;

· самостоятельности бюджетов всех уровней;

· распределения и закрепления доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

· законодательного разграничения расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

· единства бюджетной системы;

· равенства бюджетных прав всех бюджетов РФ.

Межбюджетные отношения регулируются. Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции, ссуды, кредиты. Из Федерального фонда финансовой поддержки регионов помощь предоставляется в виде трансфертов. Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальное строительство для осуществления федеральных целевых программ.

Все процедуры по разработке и исполнению бюджетов представляют собой единый процесс. Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. В ходе бюджетного планирования:

· обеспечивается централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы;

· достигается воздействие финансов на основные экономические показатели государственных программ развития страны;

· выявляются резервы эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.

Участники бюджетного процесса:

· Президент РФ;

· органы законодательной (представительной ) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы денежно ―кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· главные распорядители бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Контроль за исполнением бюджетов возложен на органы казначейства.

Бюджет.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.

Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Парламентом РФ и Президентом РФ.

Экономическая сущность государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Существует три подхода к определению бюджета:

1. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами.

2. Эти отношения возникают по поводу перераспределения национального дохода.

3. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, имеющей особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев отношений.

К ним можно отнести следующие:

· государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества;

· с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны;

· посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики;

· пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами, стоящими перед обществом на каждом этапе его развития.

Наши рекомендации