Организация аналитической работы на предприятии
Природа и сущность аналитической работы и оценки потенциала предприятия предполагают ряд последовательных этапов:
- определение цели и задач;
- разработка программы (плана), в которой ставится чёткая задача в отношении объектов и характера анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т. п.).
В программе (плане) определяются:
а) объект анализа (структура или процесс, технология, операция, процедура);
б) субъект анализа (кто проводит);
в) период, за который выполняется анализ;
г) оформление результатов анализа (отчёт, заключение, расчёт экономической эффективности или описательная характеристика);
д) срок проведения аналитических операций;
е) кому направляются результаты анализа и как они должны быть использованы;
- установление последовательности выполнения;
- выбор и обоснование методов проведения;
- определение и подбор необходимой информации;
- проведение анализа путём изучения, обобщения исходных данных, группировки и сравнения однородных показателей; выявление связей, закономерностей, противоречий; количественной и качественной оценки отдельных показателей, учёта влияния разнонаправленных факторов;
- обобщение результатов анализа;
- подготовка выводов по основным направлениям анализа, их конкретизация;
- оформление отчёта (заключения) по итогам анализа.
Последовательность проведения анализа и оценки потенциала предприятия включает ряд определённых процедур. К ним относятся:
- аналитическая структуризация анализируемого объекта, цель которой получить представление о его составе, структуре, свойствах, отношениях;
- группировка и классификация элементов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- изучение количественных и качественных характеристик этих элементов;
- изучение видов связей между элементами;
- количественная и качественная оценка резервов;
- оценка факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий;
- установление критерия эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- оценка результатов анализа (расчёт социально-экономической эффективности или описательная характеристика основных результатов).
По своему характеру анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут затрагивать разные элементы и иметь разные формы. Формами их проведения могут быть организационный (анализ организации, методов и способов финансово-хозяйственной деятельности предприятия), функциональный (анализ основных функций финансово-хозяйственной деятельности), технологический или процедурный анализ (анализ основных технологий или процедур финансово-хозяйственной деятельности предприятия).
По своему характеру организационный анализ системы управления может затрагивать разные её элементы. В этом смысле анализ подразделяется на анализ организации, методов и техники управления.
По формам оценки результатов организационный анализ может быть комплексным или выборочным. Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования.
Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.
На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономичес-ких служб управляет главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учёта, финансовый и т.д. В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Для координации аналитической работы могут создаваться также технико-экономические советы, в состав которых входят руководители всех отделов и служб предприятия.
Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант её решения.
Примерная схема распределения функций анализа хозяйственной деятельности может быть представлена следующим образом.
Производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объёму и ассортименту, ритмичность работы, повышение качества продукции, внедрение новой техники и технологий, комплексной механизации и автоматизации производства, работу оборудования, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационный уровень производства.
Отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов.
Отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины и т.д.
Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объёму, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы.
Отдел сбыта изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объёму, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складских запасов и сохранность готовой продукции.
Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда зарплаты.
Отдел бухгалтерского учёта и отчётности (бухгалтерия) анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и её использование, финансовое состояние, платёжеспособность предприятия и т.п.
Планово-экономический отдел или отдел экономического анализа осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, разрабатывает мероприятия по итогам анализа.
Такая совместная работа по проведению АФХД позволяет обеспечить его комплексность и главное более квалифицированно, глубже изучить хозяйственную деятельность, её результаты, полнее выявить неиспользованные резервы.
Периодически анализ экономики предприятия проводится вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этого анализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия.
Вневедомственный АФХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д. Статистические органы, например, обобщают и анализируют статистическую отчётность и результаты представляют в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Налоговые инспекции анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов. Банки и другие инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платёжеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов и др.
Предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм.
Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного, вневедомственного и общественного контроля и анализа создаёт возможности для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности производства.
Проанализировав структуру и процесс управления, вскрыв все их плюсы и минусы, можно выявить организационные резервы и на этой основе спроектировать такую комбинацию факторов работы (организация, методы, техника управления), которая обеспечит наилучший результат технико-экономической деятельности предприятия.
Технологическая сторона анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности включает организацию информационной системы, документирование и документооборот, процедуры анализа.
Следует отличать процедуру от операции. Если процедура - это чётко установленная последовательность действий, то операция - конкретное действие, элементарное или наиболее простое с точки зрения данного органа управления. Например, подготовка этапа анализа - это процедура, а исполнение этапа - операция. Система аналитических операций складывается в определённую процедуру.
Материалы анализа системы управления оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчётов, заключений, обзоров по соответствующим разделам, приведённым выше, и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.