Сходство между прошлым супругов.

Хотя этот фактор не является критически важным (есть много счастливых браков между людьми из совершенно раз­ных семей), все же сходное прошлое всегда соединяет супругов. Мужчина и женщина должны вступать в брак с макси­мальным количеством "плюсов", а сходство в их происхож­дении определенно является "плюсом".

Какими бы важными ни были эти фундаментальные ис­тины, их одних недостаточно. Они лишь образуют основа­ние, на котором будет построено все здание. Эти фундамен­тальные истины — любовь, правда, доверие, посвящение, уважение, подчинение, знание, верность, терпение и финан­совая стабильность — являются не самоцелью, но основани­ем, на котором следует создавать и совершенствовать то ве­ликолепное чудо, которое мы называем браком — "сплав" двух разных людей в одну плоть, душу и один дух. Успех и счастье не приходят случайно, но являются результатом и наградой за целенаправленное планирование, усердный труд и терпеливый рост.

Принципы

1. Брак — это "инвестиционный проект", успех которого прямо пропорционален объему вложенных в него знаний и времени.

2. Успешный брак является продуктом тщательного планирования и целенаправленного замысла.

3. Десять фундаментальных истин для создания успешного брака:

• Любовь

• Правда

• Доверие

• Посвящение

• Уважение

• Подчинение

• Знание

• Верность

• Терпение

• Финансовая стабильность.

Восемь важных качеств, подтверждающих вашу готовность к браку:

• Способность к адаптации

• Сопереживание

• Способность разбираться с проблемами

• Способность делиться любовью и принимать ее

• Эмоциональная стабильность

• Способность общаться и выражать свои мысли

• Сходство между супругами

• Сходство между прошлым супругов.

Глава 6

Освобождение от уз

Всякий опытный консультант скажет вам, что семейные проблемы превышают по своему количеству все другие социальные проблемы вместе взятые, например: наркома­нию, преступность, финансовые кризисы, эмоциональные, психические расстройства и так далее. Тревожным призна­ком нашего времени является то, что такой важнейший для нашего общества и цивилизации институт, как брак, нахо­дится в глубоком кризисе.

Одна из самых сложных проблем, с которой сталкивают­ся молодожены в процессе адаптации к семейной жизни, - это овладение навыками общения со своими родителями и родственниками в свете новых обстоятельств жизни. Брак влечет за собой фундаментальные перемены во взаимоотно­шениях, существующих между супругами и теми семьями, в которых они выросли. Многим молодоженам сложно осво­бодиться от уз, связывающих их с родителями и с тем обра­зом жизни, который они вели до вступления в брак. Ново­брачные часто "разрываются" между своими обязанностями по отношению к супругу (супруге) и предполагаемыми обя­занностями по отношению к своим родителям. Эта напря­женность приводит к конфликтам в браке, особенно когда одному из партнеров бывает труднее расстаться с прошлым, чем другому.

Адаптация к семейной жизни молодоженов может ока­заться для их родителей такой же сложной, как и для них самих. Иногда родители усугубляют проблему, пытаясь дер­жать своих вступивших в брак детей под контролем — по меньшей мере, эмоциональным. Сознательно или неосо­знанно, но многие папы и мамы пытаются заставить своих детей почувствовать себя виноватыми из-за того, что те ста­раются освободиться от их опеки и жить своей собственной семейной жизнью. Им сложно смириться с мыслью о том, что их "птенец" навсегда покидает родительское "гнездо". Если родители эмоционально или финансово зависимы от своего сына или своей дочери, то они боятся перемен, кото­рые повлечет за собой брак их "чада".

Независимо от того, откуда приходит путаница в вопросе о том, как молодожены должны строить взаимоотношения со своими родителями и родственниками, она всегда вызывает напряженность в браке. Если супруги не научатся справлять­ся с этой проблемой, то эти "родственные узы” могут превра­титься в петлю-удавку, которая лишит жизни их взаимо­отношения.

Брак - это основные человеческие взаимоотношения

Согласно Библии, высшей и самой важной формой вза­имоотношений являются личные взаимоотношения между че­ловеком и Богом. Эти взаимоотношения являются фундамен­тальными, основными духовными взаимоотношениями. В естественной сфере самыми важными после личных взаимо­отношений с Богом являются супружеские взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Взаимоотношения между му­жем и женой являются главными человеческими взаимоотно­шениями. Всякий раз, когда каким-либо из этих взаимоотно­шений не отводят приоритетное место, возникают проблемы. Большинство жизненных проблем уходит корнями в то, что люди поставили кого-то или что-то в своей жизни выше, чем, во-первых, Бога, а во-вторых, своего супруга (супругу).

Взаимоотношения между мужем и женой приоритетны, потому что Бог установил их, в первую очередь, как самые основные человеческие взаимоотношения.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взя­того у человека, жену, и привел ее к человеку. И ска­зал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит 'человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Бытие 2:21-24).

Обратите внимание на то, что, создавая людей, Бог начал с мужа и жены, а не с родителя и ребенка. Согласно Божьему замыслу взаимоотношения между мужем и женой являются более приоритетными и предшествуют взаимоотношениям между родителями и детьми. В 24-м стихе говорится, что человек оставит своих отца и мать и соединится со своей женой. Слово "оставит" говорит о временном состоянии, в то время как слово "прилепится" подразумевает постоянное со­стояние. В браке муж и жена несут ответственность прежде всего друг перед другом, а не перед своими родителями или братьями и сестрами.

Взаимоотношения между мужем и женой являются основанием, ключом ко всем остальным взаимоотношениям в жизни. Адам и Ева сначала стали мужем и женой и только потом — родителями. Одна из причин, почему супружеские взаимоотношения преобладают над взаимоотношениями между родителями и детьми, заключается в том, что муж и жена заключают друг с другом завет и дают обещание до кон­ца своих дней быть вместе и восполнять нужды друг друга. Между родителями и их детьми не существует подобного за­вета. На родителях лежит ответственность за то, чтобы лю­бить своих детей, заботиться о них и восполнять их физи­ческие, эмоциональные и духовные нужды, но это фунда­ментально отличается от того единства, которое существует между мужем и женой.

Взаимоотношения между родителями и детьми яв­ляются временными и в свое время должны быть разорваны, а взаимоотношения между мужем и же­ной постоянны и не подразумевают разрыва.

В сущности, взаимоотношения между родителями и деть­ми являются временными и в свое время должны быть разор­ваны, а взаимоотношения между мужем и женой постоянны и не подразумевают разрыва. Родители должны воспитывать своих детей с определенной целью: вырастить из них зрелых, независимых взрослых. Когда дети выросли и могут жить самостоятельно, в их взаимоотношениях с родителями про­исходят фундаментальные перемены. Эти перемены стано­вятся еще более выраженными, когда дети вступают в брак. Несмотря на то, что дети всегда должны любить, ценить и уважать своих родителей, родители перестают занимать первое место в жизни и приоритетах своих детей. У повзрос­левших, вступивших в брак детей есть новый приоритет, пре­восходящий родительский, — их супруг или супруга. Именно так и должно быть. Временные взаимоотношения родителей и детей уступают место постоянным взаимоотношениям между мужем и женой.

Вступление в брак означает уход из родительского дома

В некоторых культурах принято рассматривать брак как соединение двух семей в одну. Муж представляет свою семью, жена — свою, и они вместе со всеми своими родственниками становятся частью одной большой счастливой семьи. Несмот­ря на то, что в некоторых странах такое мышление весьма по­пулярно, оно неправильно и не соответствует Писанию. Брак - это не слияние двух семей в одну, а создание третьей семьи. Когда муж и жена соединяются вместе, они создают особую, отдельную, законченную семью, независимую от их прежних семей. Именно поэтому в Бытие 2:24 сказано: "Потому оста­вит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене сво­ей; и будут одна плоть" (курсив авт.). В браке мужчина и жен­щина из разных семей соединяются вместе, чтобы создать третью семью, отдельную от первых двух.

Хотя в этом стихе говорится конкретно об уходе мужа, это касается и жены. Как может мужчина стать одной плотью со своей женой, если она не оставит свой дом? Только когда оба супруга оставляют родительские дома, они смогут успеш­но устроить свой собственный дом. В этом стихе делается акцент на муже, потому что именно он станет главой новой семьи, новой ячейки принятия решений, возникшей в результате их брака.

Один из самых коротких путей к конфликтам в браке - это когда мужу приходится соперничать с родителями жены за приоритетное место в семейных взаимоотношениях. То же самое справедливо и в отношении жены, мужу которой труд­но разорвать свои "родственные узы". Именно поэтому Писа­ние так категорично и так конкретно в своем наставлении оставить своих родителей и соединиться друг с другом.

Уход из родительского дома является фундаментальным принципом брака. Первое наставление по вопросам брака, которое мы находим в Библии, — это повеление "оставить". Несмотря на то, что основным смыслом здесь является уход из дома, подразумевается не только физическое разделение. Когда мужчина и женщина вступают в брак, они должны оставить свои прежние семьи не только физически, но также душевно и финансово. Это не означает прекращения всех дальнейших контактов с родителями, но только то, что роди­тельские семьи не должны играть решающей роли в том, как молодожены строят свой дом и семью. "Оставить отца и мать" также подразумевает, что супруги не отягощены своими родителями, как бременем, и сами не являются бременем для своих родителей.

Наши рекомендации