Сходство между прошлым супругов.
Хотя этот фактор не является критически важным (есть много счастливых браков между людьми из совершенно разных семей), все же сходное прошлое всегда соединяет супругов. Мужчина и женщина должны вступать в брак с максимальным количеством "плюсов", а сходство в их происхождении определенно является "плюсом".
Какими бы важными ни были эти фундаментальные истины, их одних недостаточно. Они лишь образуют основание, на котором будет построено все здание. Эти фундаментальные истины — любовь, правда, доверие, посвящение, уважение, подчинение, знание, верность, терпение и финансовая стабильность — являются не самоцелью, но основанием, на котором следует создавать и совершенствовать то великолепное чудо, которое мы называем браком — "сплав" двух разных людей в одну плоть, душу и один дух. Успех и счастье не приходят случайно, но являются результатом и наградой за целенаправленное планирование, усердный труд и терпеливый рост.
Принципы
1. Брак — это "инвестиционный проект", успех которого прямо пропорционален объему вложенных в него знаний и времени.
2. Успешный брак является продуктом тщательного планирования и целенаправленного замысла.
3. Десять фундаментальных истин для создания успешного брака:
• Любовь
• Правда
• Доверие
• Посвящение
• Уважение
• Подчинение
• Знание
• Верность
• Терпение
• Финансовая стабильность.
Восемь важных качеств, подтверждающих вашу готовность к браку:
• Способность к адаптации
• Сопереживание
• Способность разбираться с проблемами
• Способность делиться любовью и принимать ее
• Эмоциональная стабильность
• Способность общаться и выражать свои мысли
• Сходство между супругами
• Сходство между прошлым супругов.
Глава 6
Освобождение от уз
Всякий опытный консультант скажет вам, что семейные проблемы превышают по своему количеству все другие социальные проблемы вместе взятые, например: наркоманию, преступность, финансовые кризисы, эмоциональные, психические расстройства и так далее. Тревожным признаком нашего времени является то, что такой важнейший для нашего общества и цивилизации институт, как брак, находится в глубоком кризисе.
Одна из самых сложных проблем, с которой сталкиваются молодожены в процессе адаптации к семейной жизни, - это овладение навыками общения со своими родителями и родственниками в свете новых обстоятельств жизни. Брак влечет за собой фундаментальные перемены во взаимоотношениях, существующих между супругами и теми семьями, в которых они выросли. Многим молодоженам сложно освободиться от уз, связывающих их с родителями и с тем образом жизни, который они вели до вступления в брак. Новобрачные часто "разрываются" между своими обязанностями по отношению к супругу (супруге) и предполагаемыми обязанностями по отношению к своим родителям. Эта напряженность приводит к конфликтам в браке, особенно когда одному из партнеров бывает труднее расстаться с прошлым, чем другому.
Адаптация к семейной жизни молодоженов может оказаться для их родителей такой же сложной, как и для них самих. Иногда родители усугубляют проблему, пытаясь держать своих вступивших в брак детей под контролем — по меньшей мере, эмоциональным. Сознательно или неосознанно, но многие папы и мамы пытаются заставить своих детей почувствовать себя виноватыми из-за того, что те стараются освободиться от их опеки и жить своей собственной семейной жизнью. Им сложно смириться с мыслью о том, что их "птенец" навсегда покидает родительское "гнездо". Если родители эмоционально или финансово зависимы от своего сына или своей дочери, то они боятся перемен, которые повлечет за собой брак их "чада".
Независимо от того, откуда приходит путаница в вопросе о том, как молодожены должны строить взаимоотношения со своими родителями и родственниками, она всегда вызывает напряженность в браке. Если супруги не научатся справляться с этой проблемой, то эти "родственные узы” могут превратиться в петлю-удавку, которая лишит жизни их взаимоотношения.
Брак - это основные человеческие взаимоотношения
Согласно Библии, высшей и самой важной формой взаимоотношений являются личные взаимоотношения между человеком и Богом. Эти взаимоотношения являются фундаментальными, основными духовными взаимоотношениями. В естественной сфере самыми важными после личных взаимоотношений с Богом являются супружеские взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Взаимоотношения между мужем и женой являются главными человеческими взаимоотношениями. Всякий раз, когда каким-либо из этих взаимоотношений не отводят приоритетное место, возникают проблемы. Большинство жизненных проблем уходит корнями в то, что люди поставили кого-то или что-то в своей жизни выше, чем, во-первых, Бога, а во-вторых, своего супруга (супругу).
Взаимоотношения между мужем и женой приоритетны, потому что Бог установил их, в первую очередь, как самые основные человеческие взаимоотношения.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит 'человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Бытие 2:21-24).
Обратите внимание на то, что, создавая людей, Бог начал с мужа и жены, а не с родителя и ребенка. Согласно Божьему замыслу взаимоотношения между мужем и женой являются более приоритетными и предшествуют взаимоотношениям между родителями и детьми. В 24-м стихе говорится, что человек оставит своих отца и мать и соединится со своей женой. Слово "оставит" говорит о временном состоянии, в то время как слово "прилепится" подразумевает постоянное состояние. В браке муж и жена несут ответственность прежде всего друг перед другом, а не перед своими родителями или братьями и сестрами.
Взаимоотношения между мужем и женой являются основанием, ключом ко всем остальным взаимоотношениям в жизни. Адам и Ева сначала стали мужем и женой и только потом — родителями. Одна из причин, почему супружеские взаимоотношения преобладают над взаимоотношениями между родителями и детьми, заключается в том, что муж и жена заключают друг с другом завет и дают обещание до конца своих дней быть вместе и восполнять нужды друг друга. Между родителями и их детьми не существует подобного завета. На родителях лежит ответственность за то, чтобы любить своих детей, заботиться о них и восполнять их физические, эмоциональные и духовные нужды, но это фундаментально отличается от того единства, которое существует между мужем и женой.
Взаимоотношения между родителями и детьми являются временными и в свое время должны быть разорваны, а взаимоотношения между мужем и женой постоянны и не подразумевают разрыва.
В сущности, взаимоотношения между родителями и детьми являются временными и в свое время должны быть разорваны, а взаимоотношения между мужем и женой постоянны и не подразумевают разрыва. Родители должны воспитывать своих детей с определенной целью: вырастить из них зрелых, независимых взрослых. Когда дети выросли и могут жить самостоятельно, в их взаимоотношениях с родителями происходят фундаментальные перемены. Эти перемены становятся еще более выраженными, когда дети вступают в брак. Несмотря на то, что дети всегда должны любить, ценить и уважать своих родителей, родители перестают занимать первое место в жизни и приоритетах своих детей. У повзрослевших, вступивших в брак детей есть новый приоритет, превосходящий родительский, — их супруг или супруга. Именно так и должно быть. Временные взаимоотношения родителей и детей уступают место постоянным взаимоотношениям между мужем и женой.
Вступление в брак означает уход из родительского дома
В некоторых культурах принято рассматривать брак как соединение двух семей в одну. Муж представляет свою семью, жена — свою, и они вместе со всеми своими родственниками становятся частью одной большой счастливой семьи. Несмотря на то, что в некоторых странах такое мышление весьма популярно, оно неправильно и не соответствует Писанию. Брак - это не слияние двух семей в одну, а создание третьей семьи. Когда муж и жена соединяются вместе, они создают особую, отдельную, законченную семью, независимую от их прежних семей. Именно поэтому в Бытие 2:24 сказано: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (курсив авт.). В браке мужчина и женщина из разных семей соединяются вместе, чтобы создать третью семью, отдельную от первых двух.
Хотя в этом стихе говорится конкретно об уходе мужа, это касается и жены. Как может мужчина стать одной плотью со своей женой, если она не оставит свой дом? Только когда оба супруга оставляют родительские дома, они смогут успешно устроить свой собственный дом. В этом стихе делается акцент на муже, потому что именно он станет главой новой семьи, новой ячейки принятия решений, возникшей в результате их брака.
Один из самых коротких путей к конфликтам в браке - это когда мужу приходится соперничать с родителями жены за приоритетное место в семейных взаимоотношениях. То же самое справедливо и в отношении жены, мужу которой трудно разорвать свои "родственные узы". Именно поэтому Писание так категорично и так конкретно в своем наставлении оставить своих родителей и соединиться друг с другом.
Уход из родительского дома является фундаментальным принципом брака. Первое наставление по вопросам брака, которое мы находим в Библии, — это повеление "оставить". Несмотря на то, что основным смыслом здесь является уход из дома, подразумевается не только физическое разделение. Когда мужчина и женщина вступают в брак, они должны оставить свои прежние семьи не только физически, но также душевно и финансово. Это не означает прекращения всех дальнейших контактов с родителями, но только то, что родительские семьи не должны играть решающей роли в том, как молодожены строят свой дом и семью. "Оставить отца и мать" также подразумевает, что супруги не отягощены своими родителями, как бременем, и сами не являются бременем для своих родителей.