Финансовое прогнозирование и моделирование.

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов.Прогнозирование всегда предшествует планированию и бюджетированию и имеет своей целью снижение риска при принятии решений. В отличие от планирования финансовое прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Методы прогнозирования делятся на две большие группы:

1. Качественные методы:

- Метод Делфи (метод экспертных оценок). - Мнения специалистов. - Голосование (упорядоченный опрос) торговых агентов. - Изучение покупателей.

2. Количественные методы:

- Прогнозирование на основе данных прошлых периодов: скользящее среднее, классическая декомпозиция, анализ трендов, анализ временных рядов, экспоненциальное сглаживание.

- Причинно-следственное прогнозирование (регрессионный анализ): простая регрессия, множественная регрессия, эконометрическое моделирование.

Процесс прогнозирования включает в себя шесть основных этапов:

Постановка целей, Выбор горизонта прогнозирования, Выбор горизонта прогнозирования, Выбор метода прогнозирования, Сбор релевантных данных, осуществление прогноза, Определение необходимых допущений и их анализ, Оценка результатов.

Одной из важнейших задач долгосрочного финансового планирования является прогнозирование стабильности деятельности предприятия с позиции долгосрочной перспективы. Такая задача связана прежде всего с прогнозной оценкой общей финансовой устойчивости предприятия, которая характеризуется соотношением собственных и заемных средств. Так, если прогнозная структура «собственный капитал - заемный капитал» имеет значительный перекос в сторону долга, предприятие может обанкротиться, поскольку несколько кредиторов одновременно могут потребовать свои деньги обратно в «неудобное» время.

Прогнозная оценка финансовой устойчивости предприятия включает ряд показателей: коэффициент автономии (Е/А), финансовый рычаг (D/E), коэффициент финансовой зависимости (D/A), коэффициент покрытия процентов прибылью (ТIE), «Покрытие постоянных финансовых расходов» (FCC)

Такие коэффициенты, рассчитанные по пассиву прогнозного баланса, являются основными при оценке финансовой устойчивости предприятия. Также для оценки прогнозной ликвидности предприятия проводятся дополнительные расчеты: статьи прогнозного актива баланса группируются по степени убывания ликвидности, а пассива баланса – по степени срочности оплаты. При определении прогнозной ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.

Простейшая и широко распространенная форма финансового моделирования сводится к использованию электронных таблиц. В этом случае эксперт не только оперирует основными формулами и определяет взаимосвязи, скрывающиеся за представленными в заданном формате данными, но также вынужден постоянно следить за сохранением внутренней логики модели. Другой крайностью будет подробная, разработанная до мельчайших деталей, финансовая схема. В большинстве случаев условия, основные предположения о бизнесе компании н вид представления информации определяются пользователем, так что выбранная модель отражает некоторые особенности рассматриваемой компании и в то же время оставляет простор для маневра. Это позволяет эксперту рассчитать прогнозируемый результат, рассматривая наступление условий в различных сочетаниях, оценивать альтернативные варианты действий.

9. Финансовое планирование.

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущем.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся: максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании. Главной целью является максимизация будущей выгоды владельцев компании.

Этапы финансового планирования:

1. Анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятия.

2. Прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями.

3. Обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана).

4. Оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Методы: экономического анализа; коэффициентный; нормативный; балансовый; дисконтированных денежных потоков; многовариантности (сценариев); экономико-математическое моделирование.

Финансовые планы классифицируются по срокам действия: стратегическое планирование, перспективное финансовое планирование, бизнес-планирование, текущее финансовое планирование (бюджетирование), оперативное финансовое планирование.

Стратегическое планирование связано с принятием основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Степень детализации в таких планах довольно невысока. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от многих факторов, например формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров. В нашей стране в условиях нестабильности экономики стратегические планы, как правило, разрабатываются на период три года.

В процессе перспективного финансового планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование и уточнение. Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, он связан с постановкой целей и задач предприятия, а также с поддержанием взаимоотношений с внешним окружением. Перспективный финансовый план содержит прогнозную отчетность (проформы): прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств. Прогнозная отчетность является удобным способом обобщения различных хозяйственных событий, возникновение которых ожидается в будущем. Она служит необходимым минимумом информации для принятия управленческих решений и базой для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия.

Бизнес-планирование объединяет в единую систему перспективное и текущее планирование. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса.

Бизнес-план можно трактовать как: инструмент стратегического планирования (формирования концепции развития бизнеса), отдельный элемент инвестиционного проекта предприятия, инструмент оперативного управления бизнесом.

Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования - временной интервал, в пределах которого должны быть решены определенные задачи бизнес-плана. Как правило, бизнес-план (как инструмент формирования концепции развития бизнеса) составляется на период от 3 до 5 лет, с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование) осуществляется на основе показателей долгосрочного плана. В бюджетировании применяются более точные по сравнению с перспективным финансовым планированием методы расчетов. В бюджетах определяются конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основными бюджетами являются прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств.

Оперативное финансовое планирование заключается: в разработке и доведения до исполнителей бюджетов, платежного календаря и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности, и в умении эффективного управления оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью.

10. Система финансовых планов предприятия и методы их разработки.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственный планы. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой и инвестиционной политики.

В рамках стратегического планирования выделяются четыре типа целей:

рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в производственной и коммерческой деятельности предприятия);

производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или определенных его слоев).

В любом случае среди основных целей стратегического плана всегда присутствует ориентация на потребителя, поскольку основное предназначение подобного плана ¾ обоснование производственной программы и рынков сбыта.

Стратегический план может иметь следующую структуру:

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности предприятия.

Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности предприятия, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры.

Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы.

Производство. Маркетинг. Финансы (финансовый план). Кадровая политика. Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки). Новая продукция и рынки сбыта.

Финансовый план ¾ обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов и включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов. Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию. Комплексный финансовый план является документом, который включает ряд самостоятельных, но взаимосвязанных между собой планов, каждый из которых обосновывает будущие хозяйственные решения с точки зрения финансовых возможностей и конечных результатов. Количество и формы этих планов зависят от специфики предприятия, его величины, объема денежных поступлений и затрат, наличия и квалификации финансовых работников.

Целевое назначение текущего финансового плана ¾ обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Текущие планы составляются на год с поквартальной разбивкой на основе детальных расчетов. Целью долгосрочного финансового плана является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия. В большинстве случаев они содержат только решающие задания по доходам, расходам и финансовым результатам на отдельные периоды.

В наиболее общем виде финансовый план содержит следующие разделы:

Раздел 1. Инвестиционная политика.

Политика финансирования основных средств. Политика финансирования нематериальных активов. Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.

Раздел 2. Управление оборотным капиталом.

Управление денежными средствами и их эквивалентами. Финансирование производственных запасов. Политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью.

Раздел 3. Дивидендная политика и структура источников финансирования.

Раздел 4. Финансовые прогнозы.

Характеристика финансовых условий. Доходы предприятия. Расходы предприятия. Прогнозная финансовая отчетность. Бюджет денежных средств. Общая потребность в капитале. Потребность во внешнем финансировании.

Раздел 5. Учетная политика.

Раздел 6. Система управленческого контроля.

Основой для разработки финансовых плановслужат производственные показатели (прежде всего задания по выпуску и реализации продукции, использованию основных фондов, сырьевых и трудовых ресурсов). Кроме того, используются установленные нормы, финансовые нормативы, учитываются сложившиеся тенденции движения ресурсов, выявленные закономерности развития показателей и др.

Обоснование статей финансового плана должно происходить посредством специальных методов.

Методы планирования ¾ это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов:

¨расчетно-аналитического;

¨нормативного;

¨балансового;

¨оптимизации плановых решений;

¨экономико-математического моделирования.

Суть расчетно-аналитического метода заключается в корректировке базовых показателей (достигнутых результатов) на предполагаемые изменения в наступающем плановом периоде с учетом тенденций роста (снижения) взаимосвязанных данных, намечаемых мероприятий по совершенствованию их структуры, ускорению роста и других количественных и качественных показателей. Метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов.

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогови сборов, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.

Содержание балансового методап ланирования финансовых показателей состоит в достижении увязки имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов на нужды потребления и накопления, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря.

Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, т. е. составляется несколько бюджетов разной продолжительности с разной детализацией, параллельно прорабатывается несколько вариантов плана. Например, составляется оптимистический и пессимистический сценарии развития событий.

Экономико-математический метод моделирования в финансовом планировании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой математическое описание экономических процессов с помощью математических методов и приемов.

11. Бюджетирование как инструмент финансового планирования.

Система оперативного планирования финансовой деятельности (бюджетирование) заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оперативное финансовое планирование необходимо предприятию для контроля за фактическим поступлением денежных средств на текущий счет, расходованием средств в процессе хозяйственной деятельности, выполнения текущего финансового плана.

Бюджет - это оперативный финансовый план на краткосрочный период разрабатывается, как правило, в рамках следующего квартала с разбивкой по местам (и меньших периодах), отражающий поступление и расходование денежных средств в процессе осуществления конкретных видов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Предприятие самостоятельно выбирает виды и структуру бюджетов. Консолидированный (сводный) бюджет состоит из интегрированных индивидуальных бюджетов, характеризующие прогнозируемые объемы продаж, расходов, других финансовых операций в наступающем периоде.

Сводный (консолидированный) бюджет включает: операционный и финансовый бюджет. В операционный бюджет входят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат, бюджет финансовых результатов.

В финансовый бюджет включаются: бюджет денежных средств, бюджет капитальных инвестиций, прогнозный бухгалтерский баланс.

Бюджет является инструментом как планирования, так и контроля. В начале периода деятельности бюджет - это план или норматив; в конце периода деятельности он служит средством контроля.

Разработка бюджетов на предприятии характеризуется термином «бюджетирование» и направлена на решение двух основных задач:

1) определение объема и расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия;

2) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

Особой формой бюджета является платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств и по предприятию в целом (в данном случае детализируется текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств план доходов и расходов денежных средств на короткий срок).

Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, выяснить причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом оперативно избежать осложнений и обеспечить платежеспособность предприятия.

Значение бюджетов заключается в повышении производительности труда работников подразделений и эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетирование - это стандартизированный процесс, соответственно самостоятельно разработанных предприятием и общепризнанных требований и процедур. К которым относятся:

1. разработка бюджетов по всем подразделениям, что способствует улучшению координации действий внутри предприятия;

2. обеспечение единого процесса подготовки, анализа и утверждения бюджетов;

3. соблюдение скоординированной деятельности между подразделениями предприятия при разработке бюджетов;

4. структурированность бюджетов;

5. обоснованность показателей бюджетов на основе достигнутых результатов, тенденций, экономических факторов и заданных темпов развития предприятия;

6. открытость бюджетов до изменений (предоставление менеджерам прав корректировки показателей бюджета, выявления и решения потенциальных проблем с целью постоянного отслеживания изменений в объемах производства и продаж);

7. участие в бюджетировании менеджеров подразделений, отвечающих за исполнение бюджета.

В процессе бюджетирования учитываются следующие факторы:

стадии жизненного цикла продукта; постоянные и переменные потребности покупателей; уровень конкуренции; трудовые ресурсы; тенденции в развитии технологии; уровень предпринимательского и финансового риска; потребности и ресурсы производства; запасы на складе; стоимость сырья; маркетинговые и рекламные условия; ценообразование на товары (услуги); моральное старение товаров и услуг и т.д.

Бюджетирования осуществляется «снизу вверх» и «сверху вниз». Бюджетирование «снизу вверх» (с уровня подразделений) проводится с привлечением их сотрудников.

За составление бюджета «сверху вниз» бюджет направляется от руководства до менеджера структурного подразделения для его детализации и разработки рекомендаций.

Задачи оперативного уровня едины с задачами предприятия, поэтому индивидуальные бюджеты интегрированы в консолидированный (сводный) бюджет предприятия.

Составление бюджета включает следующие этапы:

1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

2. Определение ожидаемого объема производства.

3. Расчет расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

4. Расчет и анализ денежных потоков.

5. Составление плановых финансовых отчетов.

Подготовка к бюджетированию включает функционально-стоимостный анализ производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и определение уровня, до которого могут быть снижены затраты при одновременном увеличении прибыли, сохранения качества и объема товаров (услуг).


Наши рекомендации