Тема 2. Формирование выручки от продажи продукции, работ и услуг в организациях.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – денежное выражение затрат организации, связанных с ее производством и реализацией, стоимостная оценка потребленных в ходе этого процесса трудовых, материальных и иных ресурсов.
Следует четко отличать себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема продукции, произведенной за конкретный период. В текущей деятельность первоначально формируется второй показатель, а первый рассчитывается на его основе в ходе анализа. В ряде методов планирования используется обратная последовательность: за основу принимается себестоимость единицы продукции (например, по данным прошлого периода), себестоимость всего объема рассчитывается путем ее умножения на натуральный объем производства.
В финансовом планировании применяются две схемы формирования плановой себестоимости – по элементам затрат и по калькуляционным статьям. В первом случае затраты организации группируются по принципу однородности, независимо от места их возникновения и назначения. Например, элемент материальные расходы должен включать сумму всех расходов как на основные, так и на вспомогательные материалы, как используемые в производстве, так и в управлении, на этапе реализации. Во втором случае, затраты группируются по центрам ответственности (производство конкретного продукта, управление производством в целом, управление организацией, управление продажами), а внутри – по статьям затрат. Например, общехозяйственные расходы могут включать статью вспомогательные материалы и т.п.
Вторая схема является более детальной, поэтому остановимся на ней подробнее, а пример первой приведен в кн. Финансы организаций под ред. Колчиной Н.В. – М.: ЮНИТИ, 2004 г.
При планировании необходимо учитывать, что часть расходов относится непосредственно на конкретный продукт, а другая относится ко всей произведенной и реализованной за период продукции, т.н. расходы отчетного периода.
Планирование затрат предприятия производится в следующей последовательности (этапы):
1. Определение прямых материальных и трудовых затрат (приходящихся на всю произведенную в периоде продукцию);
2. Определение общепроизводственных расходов
3. Определение себестоимости произведенной продукции с учетом остатков незавершенного производства;
4. Определение общехозяйственных расходов
5. Определение себестоимости проданной продукции с учетом остатков готовой продукции на складе.
6. Определение коммерческих расходов.
7. Определение полной себестоимости проданной продукции.
Представим краткую характеристику этапов планирования.
1. Прямые материальные и трудовые затраты носят переменный характер, поэтому их объем рассчитывается обычно исходя из планируемого количества производимой продукции и норм расхода этих затрат по отдельным видам материальных ресурсов и группам производственного персонала (трудоемкость продукции или отдельной операции), а также цен на материалы и тарифных ставок.
Таким образом определяются материальные расходы не только по основным материалам (из которых непосредственно производится продукция), но и по ряду вспомогательных материалов, объем потребления которых также находится в прямой зависимости от объема производства. Однако, большая часть расходов по вспомогательным материалам связана с обслуживанием производственных помещений и оборудования и непосредственно не зависит от объемов производства. Такие расходы включаются в состав общепроизводственных.
1. Общепроизводственные расходы включают затраты, необходимые для обеспечения производства, но относящиеся не к конкретному виду продукции. Они привязаны к конкретному периоду времени и потому имеющие постоянный характер (практически не зависят от изменений объема производства). Кроме расходов на вспомогательные материалы, они также включают оплату труда вспомогательных рабочих (по ремонту оборудования. уборке цеха) и персонала управления производством, амортизацию оборудования, коммунальные платежи и т.п. При этом каждая позиция может иметь свою методику расчета:
- по вспомогательным материалам – через норматив таких расходов на единицу натурального или стоимостного показателя прямых затрат, например, на 1 кг основного материала или 1 час работы оборудования;
- по ремонтным работникам – исходя из количества единиц оборудования, норм ремонтных работ на единицу оборудования и на 1 рабочего, разряда работ и тарифных ставок;
- по уборщикам – исходя из размера производственных площадей, норм уборки на 1 работника, разряда и тарифных ставок;
- по управленческому персоналу – исходя из штатной численности и штатного оклада, которые могут пересматриваться с учетом изменения норм управляемости и с учетом эффективности управления производством;
- по амортизации – исходя из стоимости имущества и норм амортизации;
- по коммунальным платежам – исходя из количества и мощности осветительных и иных приборов, размера площадей и тарифов на электроэнергию и отопление.
2. Поскольку не продукция проходит к отчетной дате полный цикл производства. то часть производственных расходов будет приходиться на незавершенное производство. Наоборот, к началу отчетного периода часть расходов уже было осуществлено и находилось в остатках незавершенного производства на начало периода. Поэтому себестоимость произведенной за период продукции рассчитывается:
Плановые производственные затраты (п.1+п.2) + Остаток незавершенного производства на начало периода –
– Остаток незавершенного производства на конец периода.
3. Общехозяйственным расходам свойственно многое из того, что мы отметили в п.2, однако они включают административные расходы, связанные с обеспечением управления на уровне организации в целом, а также налоги, уплачиваемые организацией, за исключением единого социального налога, включаемого в ту группу, где и расходы на оплату труда, на основании которых он рассчитывается.
Если по окончании месяца общехозяйственные расходы списываются на основное производство, то себестоимость произведенной за период продукции будет рассчитываться:
Плановые производственные затраты (п.1+п.2+п.4) + Остаток незавершенного производства на начало периода –
– Остаток незавершенного производства на конец периода*.
*остатки незавершенного производства также будут включать часть приходящихся на низ общехозяйственных расходов.
Если общехозяйственные расходы по итогам месяца списываются сразу на финансовые результаты (соответствует пункту 3), то они включаются в планируемые затраты вместе с коммерческими расходами на последнем этапе.
4. Продукция, реализованная в отчетный период может включать как произведенную в этот период, так и находившуюся к его началу на складе. Наоборот, часть произведенной продукции по итогам отчетного периода может и должна остаться на складе, чтобы обеспечивать ритмичное производство в следующий период. Поэтому себестоимость проданной за период продукции рассчитывается:
Себестоимость произведенной продукции за период + Остаток готовой продукции на начало периода –
– Остаток готовой продукции на конец периода
5. Планирование коммерческих расходов производится обычно, исходя из плановых величин объемов продаж по видам продукции (в натуральном или стоимостном выражении) и нормативов таких расходов на единицу продукции, устанавливаемых по данным отчетных периодов с возможными поправками в зависимости от экономической ситуации или установок руководства. При этом часть таких расходов является прямыми, а часть косвенными, поэтому они могут иметь разные схемы формирования. Косвенные коммерческие расходы определяются по предприятию в целом и могут рассчитываться методами, аналогичными приведенным в п.2.
6. Полная себестоимость проданной продукции определяется как сумма себестоимости проданной продукции, рассчитанной на 5-м этапе и величины коммерческих и общехозяйственных расходов (или только коммерческих, если общехозяйственные уже включены в затраты на производство) .
На основе расчета последнего показателя можно определить средние затраты предприятия на 1 рубль проданной продукции, для чего полная себестоимость проданной продукции делится на выручку от продаж, рассчитанную методом начислений.
Тема 3. Прибыль организации, её планирование, распределение и использование
В условиях рыночной экономики получение прибыли является основным мотивом предпринимательской деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновления коммерческой организации.
Прибыль организации - это превышение доходов предприятия над его расходами.
Экономическая сущность прибыли состоит в том, что она является денежным выражением части стоимости прибавочного продукта. В условиях товарно-денежных отношений чистый доход общества реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную финансовую категорию - денежные накопления. Каждая организация всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее получает.
Прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, поэтому существуют различные ее определения, понятия, концепции. Методология исчисления прибыли за отчетный период также может существенно отличаться. Это обусловлено противоположностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других сторон, заинтересованных в деятельности организации, каждая из которых может использовать свой подход к исчислению прибыли. Но экономическая сущность прибыли от этого не меняется.
Прибыль как макроэкономическая категория - это часть денежных накоплений общества, прибыль организации - это превышение ее доходов над расходами.
Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций:
- во-первых, она является критерием и показателем эффективности деятельности организации. Сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности.
- во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации - основной фактор ее экономического и социального развития, основной источник прироста собственного капитала, источник доходов собственников организации и социальных благ для членов ее трудового коллектива.
- в-третьих, прибыль коммерческих организаций является одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.
Определенную роль играют и возможные убытки организации. Они указывают на ошибки и просчеты в организации производства и сбыта продукции, в направлениях использования финансовых ресурсов.
В хозяйственной практике употребляются следующие определения прибыли:
- прибыль от продаж;
- балансовая прибыль;
- бухгалтерская прибыль,
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль,
- нераспределенная прибыль,
- маржинальная прибыль.
Не все определения нормативно закреплены и употребляются в самых различных контекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль организации.
Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 247), прибылью в целях налогообложения организации признается «полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определенных в соответствии с настоящей главой».
Такое определение ни теоретически, ни практически никого, кроме фискальных органов, не устраивает. Но это законодательное определение для целей налогообложения и оно распространяется на все организации занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержатся в «Отчете о прибылях и убытках».
Прибыль от продаж рассчитывается как выручка от продаж за вычетом расходов по обычным видам деятельности, включая расходы на производство продукции, приобретение товаров (в отчетности – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг), их реализации (коммерческие расходы) и административные расходы (управленческие).
В хозяйственной практике прибыль, которая является результатом финансово-хозяйственной деятельности и содержится в отчете о прибылях и убытках, принято называть балансовой прибылью. Такая терминология спорна, т.к. в «Бухгалтерском балансе» (форма № 1) отражается только нераспределенная прибыль.
Балансовая прибыль - это общая сумма прибыли организации. Ее аналогом в отчетности является прибыль до налогообложения, рассчитанная по стандартам бухгалтерского учета и потому получившая в последнее время название бухгалтерской прибыли.
Бухгалтерская (балансовая) прибыль формируется как сумма прибыли от продаж (по обычным видам деятельности) прочих операционных и внереализационных результатов (последние две группы представляют собой сальдо соответствующих доходов и расходов).
Чистая прибыль обычно характеризуется как прибыль после уплаты всех налогов и обязательных платежей, однако в связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете и необходимостью их отражения в форме 2, чистая прибыль точнее должна определяться как:
Прибыль до налогообложения – (Текущий налог на прибыль* – Отвлеченные налоговые активы + Отвлеченные налоговые обязательства)**
Или
Прибыль до налогообложения * (1 – 0,2) – Постоянные налоговые обязательства
Нераспределенная прибыль рассчитывается как чистая прибыль, уменьшенная на величину дивидендов и отчислений в резервный фонд. Накопленная за прошлые и отчетный периоды прибыль является частью собственного капитала организации и отражается в ф. № 1.
Маржинальная прибыль – это расчетный показатель, разность между суммой выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль организации служит мерой оценки ее способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую балансовую прибыль. При равенстве маржинальной прибыли и постоянных затрат достигается точка безубыточности организации. При превышении постоянных затрат над маржинальной прибылью основная деятельность организации будет убыточной. Маржинальная прибыль – основной показатель операционного анализа.
Тема 4. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
Осуществление коммерческой деятельности связано с использованием различных средств труда, необходимых для производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Совокупность материальных активов в форме средств труда, которые многократно участвуют в процессе производственно-коммерческой деятельности, образует основные фонды (в стоимостном выражении - основные средства) организации.
Кроме основных средств в состав основного капитала включается стоимость т.н. нематериальных активов, т.е. активов, не имеющих вещественной формы. К этой группе активов относятся исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации и организационные расходы, учитываемые как часть вкладов в уставный капитал в момент ее образования.
Главными отличительными особенностями основных средств являются:
- во-первых, функционирование в качестве средств труда, многократное использование в процессе предпринимательской деятельности;
- во-вторых, перенесение их стоимости на изготовленную продукцию (в торговле - на издержки обращения) частями в виде амортизационных отчислений.
Следует отметить, что определение основных средств сегодня нормативно не определено, а лишь отмечены обязательные признаки основных средств, которые обобщенно можно представить как:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. (ПБУ06/01).
В составе основных средств можно выделить следующие группы:
1. Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)*
2. Здания
3. Сооружения
4. Рабочие и силовые машины и оборудование
5. Измерительные приборы и устройства
6. Вычислительная техника
7. Инструмент
8. Транспортные средства
9. Производственный и хозяйственный инвентарь
а также ряд специфических отраслевых групп (рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, библиотечные фонды, капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств* и т.д.).
*В соответствии с ПБУ 6/01 учитываются в составе основных средств (понимается, не являясь таковыми).
Представленный выше состав основных средств с выделением доли каждого вида в процентах к их общей сумме называется видовой структурой.
Все основные средств принято делить на производственные и непроизводственные. Последние используются для обеспечения социальных нужд работников предприятия (поликлиника, зубной кабинет, столовая и т.д.). Первые в свою очередь на некоторых предприятия могут подразделяться на производственные основные средства основного вида деятельности, деятельности, связанной с производством продукции, работ, услуг (иногда их называют промышленно-производственными) и производственные фонды обслуживающих хозяйств и производств. Кроме того, промышленно-производственные средства могут быть выделены по отдельным производствам и подразделениям. Такая структура называется технологической.