Тема 2. Формирование выручки от продажи продукции, работ и услуг в организациях.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – денежное выражение затрат организации, связанных с ее производством и реализацией, стоимостная оценка потребленных в ходе этого процесса трудовых, материальных и иных ресурсов.

Следует четко отличать себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема продукции, произведенной за конкретный период. В текущей деятельность первоначально формируется второй показатель, а первый рассчитывается на его основе в ходе анализа. В ряде методов планирования используется обратная последовательность: за основу принимается себестоимость единицы продукции (например, по данным прошлого периода), себестоимость всего объема рассчитывается путем ее умножения на натуральный объем производства.

В финансовом планировании применяются две схемы формирования плановой себестоимости – по элементам затрат и по калькуляционным статьям. В первом случае затраты организации группируются по принципу однородности, независимо от места их возникновения и назначения. Например, элемент материальные расходы должен включать сумму всех расходов как на основные, так и на вспомогательные материалы, как используемые в производстве, так и в управлении, на этапе реализации. Во втором случае, затраты группируются по центрам ответственности (производство конкретного продукта, управление производством в целом, управление организацией, управление продажами), а внутри – по статьям затрат. Например, общехозяйственные расходы могут включать статью вспомогательные материалы и т.п.

Вторая схема является более детальной, поэтому остановимся на ней подробнее, а пример первой приведен в кн. Финансы организаций под ред. Колчиной Н.В. – М.: ЮНИТИ, 2004 г.

При планировании необходимо учитывать, что часть расходов относится непосредственно на конкретный продукт, а другая относится ко всей произведенной и реализованной за период продукции, т.н. расходы отчетного периода.

Планирование затрат предприятия производится в следующей последовательности (этапы):

1. Определение прямых материальных и трудовых затрат (приходящихся на всю произведенную в периоде продукцию);

2. Определение общепроизводственных расходов

3. Определение себестоимости произведенной продукции с учетом остатков незавершенного производства;

4. Определение общехозяйственных расходов

5. Определение себестоимости проданной продукции с учетом остатков готовой продукции на складе.

6. Определение коммерческих расходов.

7. Определение полной себестоимости проданной продукции.

Представим краткую характеристику этапов планирования.

1. Прямые материальные и трудовые затраты носят переменный характер, поэтому их объем рассчитывается обычно исходя из планируемого количества производимой продукции и норм расхода этих затрат по отдельным видам материальных ресурсов и группам производственного персонала (трудоемкость продукции или отдельной операции), а также цен на материалы и тарифных ставок.

Таким образом определяются материальные расходы не только по основным материалам (из которых непосредственно производится продукция), но и по ряду вспомогательных материалов, объем потребления которых также находится в прямой зависимости от объема производства. Однако, большая часть расходов по вспомогательным материалам связана с обслуживанием производственных помещений и оборудования и непосредственно не зависит от объемов производства. Такие расходы включаются в состав общепроизводственных.

1. Общепроизводственные расходы включают затраты, необходимые для обеспечения производства, но относящиеся не к конкретному виду продукции. Они привязаны к конкретному периоду времени и потому имеющие постоянный характер (практически не зависят от изменений объема производства). Кроме расходов на вспомогательные материалы, они также включают оплату труда вспомогательных рабочих (по ремонту оборудования. уборке цеха) и персонала управления производством, амортизацию оборудования, коммунальные платежи и т.п. При этом каждая позиция может иметь свою методику расчета:

- по вспомогательным материалам – через норматив таких расходов на единицу натурального или стоимостного показателя прямых затрат, например, на 1 кг основного материала или 1 час работы оборудования;

- по ремонтным работникам – исходя из количества единиц оборудования, норм ремонтных работ на единицу оборудования и на 1 рабочего, разряда работ и тарифных ставок;

- по уборщикам – исходя из размера производственных площадей, норм уборки на 1 работника, разряда и тарифных ставок;

- по управленческому персоналу – исходя из штатной численности и штатного оклада, которые могут пересматриваться с учетом изменения норм управляемости и с учетом эффективности управления производством;

- по амортизации – исходя из стоимости имущества и норм амортизации;

- по коммунальным платежам – исходя из количества и мощности осветительных и иных приборов, размера площадей и тарифов на электроэнергию и отопление.

2. Поскольку не продукция проходит к отчетной дате полный цикл производства. то часть производственных расходов будет приходиться на незавершенное производство. Наоборот, к началу отчетного периода часть расходов уже было осуществлено и находилось в остатках незавершенного производства на начало периода. Поэтому себестоимость произведенной за период продукции рассчитывается:

Плановые производственные затраты (п.1+п.2) + Остаток незавершенного производства на начало периода –

– Остаток незавершенного производства на конец периода.

3. Общехозяйственным расходам свойственно многое из того, что мы отметили в п.2, однако они включают административные расходы, связанные с обеспечением управления на уровне организации в целом, а также налоги, уплачиваемые организацией, за исключением единого социального налога, включаемого в ту группу, где и расходы на оплату труда, на основании которых он рассчитывается.

Если по окончании месяца общехозяйственные расходы списываются на основное производство, то себестоимость произведенной за период продукции будет рассчитываться:

Плановые производственные затраты (п.1+п.2+п.4) + Остаток незавершенного производства на начало периода –

– Остаток незавершенного производства на конец периода*.

*остатки незавершенного производства также будут включать часть приходящихся на низ общехозяйственных расходов.

Если общехозяйственные расходы по итогам месяца списываются сразу на финансовые результаты (соответствует пункту 3), то они включаются в планируемые затраты вместе с коммерческими расходами на последнем этапе.

4. Продукция, реализованная в отчетный период может включать как произведенную в этот период, так и находившуюся к его началу на складе. Наоборот, часть произведенной продукции по итогам отчетного периода может и должна остаться на складе, чтобы обеспечивать ритмичное производство в следующий период. Поэтому себестоимость проданной за период продукции рассчитывается:

Себестоимость произведенной продукции за период + Остаток готовой продукции на начало периода –

– Остаток готовой продукции на конец периода

5. Планирование коммерческих расходов производится обычно, исходя из плановых величин объемов продаж по видам продукции (в натуральном или стоимостном выражении) и нормативов таких расходов на единицу продукции, устанавливаемых по данным отчетных периодов с возможными поправками в зависимости от экономической ситуации или установок руководства. При этом часть таких расходов является прямыми, а часть косвенными, поэтому они могут иметь разные схемы формирования. Косвенные коммерческие расходы определяются по предприятию в целом и могут рассчитываться методами, аналогичными приведенным в п.2.

6. Полная себестоимость проданной продукции определяется как сумма себестоимости проданной продукции, рассчитанной на 5-м этапе и величины коммерческих и общехозяйственных расходов (или только коммерческих, если общехозяйственные уже включены в затраты на производство) .

На основе расчета последнего показателя можно определить средние затраты предприятия на 1 рубль проданной продукции, для чего полная себестоимость проданной продукции делится на выручку от продаж, рассчитанную методом начислений.

Тема 3. Прибыль организации, её планирование, распределение и использование

В условиях рыночной экономики получение прибыли яв­ляется основным мотивом предпринимательской деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновления коммерческой организации.

Прибыль организации - это превышение доходов предприятия над его расходами.

Экономическая сущность прибыли состоит в том, что она является денежным выражением части стоимости прибавочно­го продукта. В условиях товарно-денежных отношений чистый доход общества реализуется в денежной форме и обособляется в само­стоятельную финансовую категорию - денежные накопления. Каждая организация всегда ставит своей целью получе­ние прибыли, но не всегда ее получает.

Прибыль представляет собой весьма сложную экономи­ческую категорию, поэтому существуют различные ее опреде­ления, понятия, концепции. Методология исчисления прибыли за отчетный период также может существенно отличаться. Это обусловлено противопо­ложностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других сторон, заинтересованных в деятельности организации, каждая из которых может использовать свой подход к исчислению прибыли. Но эко­номическая сущность прибыли от этого не меняется.

Прибыль как макроэкономическая категория - это часть денежных накоп­лений общества, прибыль организации - это превышение ее до­ходов над расходами.

Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций:

- во-первых, она является критерием и показате­лем эффективности деятельности организации. Сам факт при­быльности уже свидетельствует об эффективной предпринима­тельской деятельности.

- во-вторых, прибыль обладает стимули­рующей функцией. Прибыль организации - основной фактор ее экономического и социального развития, основной источник прироста собственного капитала, источник доходов собственников организации и социальных благ для членов ее трудового коллектива.

- в-третьих, прибыль коммерческих организаций является одним из основных источ­ников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Определенную роль играют и возможные убытки органи­зации. Они указывают на ошибки и просчеты в организации про­изводства и сбыта продукции, в направлениях использования финансовых ресурсов.

В хозяйственной практике употребляются следующие оп­ределения прибыли:

- прибыль от продаж;

- балансовая прибыль;

- бухгалтерская прибыль,

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль,

- нераспределенная прибыль,

- маржинальная прибыль.

Не все определения нормативно закреплены и употребля­ются в самых различных контекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль органи­зации.

Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 247), прибылью в целях нало­гообложения организации признается «полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определен­ных в соответствии с настоящей главой».

Такое определение ни теоретически, ни практически ни­кого, кроме фискальных органов, не устраивает. Но это законо­дательное определение для целей налогообложения и оно рас­пространяется на все организации занимающиеся предприни­мательской деятельностью.

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержатся в «Отчете о прибылях и убытках».

Прибыль от продаж рассчитывается как выручка от продаж за вычетом расходов по обычным видам деятельности, включая расходы на производство продукции, приобретение товаров (в отчетности – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг), их реализации (коммерческие расходы) и административные расходы (управленческие).

В хозяйственной практике прибыль, которая является ре­зультатом финансово-хозяйственной деятельности и со­держится в отчете о прибылях и убытках, принято называть ба­лансовой прибылью. Такая терминология спорна, т.к. в «Бухгалтерском балансе» (форма № 1) отражается только нерас­пределенная прибыль.

Балансовая прибыль - это общая сумма прибыли орга­низации. Ее аналогом в отчетности является прибыль до налогообложения, рассчитанная по стандартам бухгалтерского учета и потому получившая в последнее время название бухгалтерской прибыли.

Бухгалтерская (балансовая) прибыль формируется как сумма прибыли от продаж (по обычным видам деятельности) прочих операционных и внереализационных результатов (последние две группы представляют собой сальдо соответствующих доходов и расходов).

Чистая прибыль обычно характеризуется как прибыль после уплаты всех налогов и обязательных платежей, однако в связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете и необходимостью их отражения в форме 2, чистая прибыль точнее должна определяться как:

Прибыль до налогообложения – (Текущий налог на прибыль* – Отвлеченные налоговые активы + Отвлеченные налоговые обязательства)**

Или

Прибыль до налогообложения * (1 – 0,2) – Постоянные налоговые обязательства

Нераспределенная прибыль рассчитывается как чистая прибыль, уменьшенная на величину дивидендов и отчислений в резервный фонд. Накопленная за прошлые и отчетный периоды прибыль является частью собственного капитала организации и отражается в ф. № 1.

Маржинальная прибыль – это рас­четный показатель, разность между сум­мой выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль организа­ции служит мерой оценки ее способности покрывать постоян­ные затраты и формировать необходимую балансовую прибыль. При равенстве маржинальной при­были и постоянных затрат достигается точка безубыточности организации. При превышении постоянных затрат над маржи­нальной прибылью основная деятельность организации будет убыточной. Маржинальная прибыль – основной показатель операционного анализа.

Тема 4. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала

Осуществление коммерческой деятельности связано с ис­пользованием различных средств труда, необходимых для про­изводства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Совокупность материальных активов в форме средств тру­да, которые многократно участвуют в процессе производствен­но-коммерческой деятельности, образует основные фонды (в стоимостном выражении - основные средства) организации.

Кроме основных средств в состав основного капитала включается стоимость т.н. нематериальных активов, т.е. активов, не имеющих вещественной формы. К этой группе активов относятся исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации и организационные расходы, учитываемые как часть вкладов в уставный капитал в момент ее образования.

Главными отличительными особенностями основных средств являются:

- во-первых, функционирование в качестве средств труда, многократное использование в процессе предпринима­тельской деятельности;

- во-вторых, перенесение их стоимости на изготовленную продукцию (в торговле - на издержки обра­щения) частями в виде амортизационных отчислений.

Следует отметить, что определение основных средств сегодня нормативно не определено, а лишь отмечены обязательные признаки основных средств, которые обобщенно можно представить как:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. (ПБУ06/01).

В составе основных средств можно выделить следующие группы:

1. Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)*

2. Здания

3. Сооружения

4. Рабочие и силовые машины и оборудование

5. Измерительные приборы и устройства

6. Вычислительная техника

7. Инструмент

8. Транспортные средства

9. Производственный и хозяйственный инвентарь

а также ряд специфических отраслевых групп (рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, библиотечные фонды, капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств* и т.д.).

*В соответствии с ПБУ 6/01 учитываются в составе основных средств (понимается, не являясь таковыми).

Представленный выше состав основных средств с выделением доли каждого вида в процентах к их общей сумме называется видовой структурой.

Все основные средств принято делить на производственные и непроизводственные. Последние используются для обеспечения социальных нужд работников предприятия (поликлиника, зубной кабинет, столовая и т.д.). Первые в свою очередь на некоторых предприятия могут подразделяться на производственные основные средства основного вида деятельности, деятельности, связанной с производством продукции, работ, услуг (иногда их называют промышленно-производственными) и производственные фонды обслуживающих хозяйств и производств. Кроме того, промышленно-производственные средства могут быть выделены по отдельным производствам и подразделениям. Такая структура называется технологической.

Наши рекомендации