Тема 1. Введение. Сущность и функции корпоративных финансов. Принципы организации финансовой деятельности в организации

Краткий конспект лекций по курсу

«Корпоративные финансы»

Краткий конспект лекций по курсу

«Корпоративные финансы»

Тема 1. Введение. Сущность и функции корпоративных финансов. Принципы организации финансовой деятельности в организации

Финансы организаций функционируют в рамках единой финансовой системы государства, включающей:

1) государственные и муниципальные финансы (бюджетная система, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит);

2) финансы хозяйствующих субъектов (коммерческих и некоммерческих организаций).

Материальной основой финансовых отношений является движение денежных средств. Движением денежных средств со­провождается формирование уставного капитала организации, кругооборот средств организации, формирование и использова­ние денежных фондов различного назначения.

Финансы коммерческих организаций представляют со­бой совокупность денежных отношений, возникающих в про­цессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реа­лизации продукции, выполнения работ, оказания услуг, форми­рования оборотных и внеоборотных активов, финансирования текущих затрат и инвестиций.

Корпоративные финансы — денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее).

Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

Сферу финансовых отношений организации образуют де­нежные отношения, возникающие:

· между организацией и ее учредителями;

· между организацией и ее деловыми партнерами;

· между организацией и кредитными учреждениями;

· между организацией и финансовыми органами;

· между организацией и страховыми компаниями;

· между организацией и ее работниками;

· между организацией и ее подразделениями;

· между организацией и объединениями, членом которых она является (финансово-промышленная группа, холдинг, союз, ассоциация и т. п.).

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации.

Одной из задач в области финансов предприятия является нахождение оптимального соотношения между доходностью бизнеса и финансовыми рисками.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении денежных средств с целью получения дополнительного дохода.

Финансы организаций (финансы микроуровня) являются основой финансовой системы государства. Государственные финансы (финансы макроуровня) опираются на финансовый потенциал хозяйствующих субъектов.

В то же время финансы организаций являются объектом регулирования со стороны го­сударственных и муниципальных органов власти и управления.

Наиболее полно сущность финансов организаций прояв­ляется в их функциях. Среди экономистов нет единства по воп­росу о количестве и содержании функций финансов организа­ций. Представляется более правильной позиция ученых и прак­тиков, которые считают, что финансы хозяйствующих субъек­тов выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и контрольную. При этом круг деятельнос­ти финансов организаций значительно шире круга деятельнос­ти государственных финансов. Государственные финансы осу­ществляют свои функции в основном на стадии распределения и перераспределения национального дохода в процессе форми­рования и исполнения государственного бюджета. Финансы орга­низаций осуществляют свои функции как на стадии образова­ния национального дохода, так и на стадии его распределения и перераспределения.

Распределительная функция заключается в распреде­лении финансовых ресурсов организации в целях выполнения денежных обязательств перед ее контрагентами, банками, бюд­жетом, внебюджетными фондами, трудовым коллективом, вла­дельцами.

Содержание финансов предприятий можно уяснить, рассмотрев формирование и использование доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Доходы субъектов экономических отношений образуются:

· у организаций – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

· у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетников, выплат из внебюджетных фондов социального назначения;

· у государства – в форме доходов организаций, перераспределенных в бюджет и внебюджетные фонды.

Часть фондов образуется на стадии создания ВВП (первичного распределения). Выручка от продаж должна быть в первую очередь направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Затем за счет полученной выручки организации накапливают денежные средства в виде амортизационных отчислений. Эти средства предназначаются для приобретения нового долгосрочного имущества, но до его покупки находятся в обороте организации. За счет выручки от продаж образуются денежные резервы для предстоящих расходов и платежей, например ремонтный фонд.

Распределение заканчивается перераспределением. Так, при выплате заработной платы в бюджет и внебюджетные фонды удерживается налог на доходы физических лиц и страховые взносы. Получая выручку, организация извлекает доход в форме прибыли, часть из которой перераспределяется в государственные фонды в виде налога на прибыль. Оставшаяся чистая прибыль может быть на нужды развития, поощрение и социальные нужды коллектива, на выплаты учредителям.

Таким образом, основными объектами распределительной функции фи­нансов являются выручка от реализации продукции и прибыль организации.

Государство жестко регулирует и регламентирует как процесс распределения, так и процесс перераспределения. При создании совокупного общественного продукта и валового внутреннего продукта на уровне конкретной организации государство регламентирует:

· состав доходов и расходов организации;

· размер расходов по отдельным видам, используемый при определении налогооблагаемой прибыли;

· методы начисления амортизации и сроки полезного использования амортизируемого имущества;

· методы оценки стоимости активов и обязательств;

· нормы отчислений в фонды социального назначения;

· объекты и ставки налогообложения;

· сроки и порядок списания с баланса активов и обязательств и пр.

Важность процесса распределения ВВП для экономики в целом и для каждого субъекта хозяйствования, наличие противоречий интересов государства и предпринимательства, собственников и работников внутри организации являются объективными причинами осуществления контрольной функции. Контрольная функция финансов реализуется на двух уровнях.

1. Контроль за исполнением финансового законодательства, собираемостью налогов, отслеживание денежных потоков, их достаточности и эффективности использования на уровне страны со стороны государства. Основой для такого контроля является система бухгалтерского учета и публичной финансовой отчетности.

2. Контроль за финансовым положением внутри организации, эффективностью формирования и использования ее финансовых ресурсов. Он опирается на систему норм и нормативов, планово-отчетных документов, принятых в организации, а также анализ абсолютных и относительных финансовых показателей. Этот вид контроля выполняется специалистами самой организации, ее партнерами, а также специально привлекаемыми субъектами (аудиторами, консультантами).

Обе функции финансов (распределительная, контрольная) взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Наши рекомендации