Понятие выручки от продажи товаров (работ, услуг) и порядок ее распределения. Методы признания выручки. Факторы, влияющие на выручку.

Выручкаот реализации продукции – это сумма денежных средств, поступившая на расчетный счет предприятия за отгруженную продукцию и иные материальные ценности, выполненные работы, и услуги.

Законодательно закреплены 2 метода отражения ВР от реализации продукции:

1)по отгрузке товаров (моментом образования выручки считается дата отгрузки). В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар, но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции, несостоятельности плательщика, предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы.

2)по мере оплаты. Определение ВР по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия.

ВР от реализации продукции включает 3 элемента:

· первая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции – себестоимость;

· прибыль;

· косвенные налоги и отчисления.

Значение ВРв деятельности предприятия выражается в следующем:

ü ВР служит основным оценочным показателем результативности работ предприятий. По ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене, соответствует рыночному спросу;

ü за счет ВР предприятие покрывает свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формирует прибыль;

ü поступления ВР на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, т. к. она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений.

От поступления ВР зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояния его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетов, банками, поставщиками, рабочими и служащими. Несвоевременное поступление ВР приводит к задержке расчетов, штрафам, и санкциям.

Факторы, влияющие на величину ВР от реализации продукции:

Ø в сфере производства:

~ объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции ее качества и конкурентность, ритмичность.

Ø в сфере обращения:

~ уровень применяемых цен;

~ ритмичность отгрузки;

~ своевременное оформление платежных документов;

~ соблюдение договорных условий и т. д.

Все факторы делятся на внешние и внутренние.

III.При планировании пользуются 2 методами:

§ прямого счета;

§ расчетным.

Метод прямого счета ВР применяется на предприятиях с неширокой номенклатурой изделий, поскольку расчет ведется по каждому изделию в отдельности. Плановая сумма ВР определяется по формуле:

ВР = О1 + ТП – О2

О1 – остатки ГП на складе и в отгрузке на начало планируемого периода (входные остатки);

ТП – выпуск товарной продукции в плановом году;

О2– остатки ГП на складе и в отгрузке на конец планового периода (выходные остатки).

Наиме-нование изделий   Остатки на начало года в шт.   План выпуска, в шт.   Остатки на конец года, шт.   Объем реализации, шт.   Стоимость в отпуск. цен.
  Един. прод.     Всего V реал.  
издел. А                        
издел. В                        
Итого:                          

Метод прямого счета ВР довольно трудоемкий, поэтому на предприятиях с широкой номенклатурой изделий ВР планируется расчетным методом, исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде, в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков. Ожидаемые входные и выходные остатки в отпускных ценах определяется по каждой их группе с учетом предусмотренной величины в днях и однодневного выпуска товарной продукции в отпускных ценах в соответствующем периоде. Для этого используется коэффициентный метод перевода остатков нереализованной продукции из производственной себестоимости в отпускные цены.

Коэффициент перевода входных остатков = ТП в отп. ценах/производственная себестоимость 4 кв. отчетного года

Коэффициент перевода выходных остатков= ТП в отп. ценах / производственная с/с 4 кв. планируемого года

ВР = О1 * Квх + ТП – О2 * К вых

Наши рекомендации