Анализ факторов рентабельности продаж

Виды деятельности Влияние рентабельности продаж, % Влияние структуры продаж, % Совокупное влияние на изменение рентабельности продаж, %
А
1. Продукция собственного производства 5,52 -0,43 5,09
2. Работы и услуги -0,004 0,04 0,036
3.Товары 0,04 0,06 0,1
Всего 5,56 -0,33 5,23

Показатели табл. 6.6 базируются на данных табл. 6.5. Так, графа 1 табл. 6.6, отражающая расчетное значение влияния рентабельности продаж отдельных видов продукции (деятельности), определяется как (гр. 2 - гр. 5) х гр. 3 табл. 6.5. Графа 2 табл. 6.6, раскрывающая влияние изменений в структуре продаж, определяется как (гр. 3 - гр. 6) х гр. 5 табл. 6.5.

Из табл. 6.5 видно, что по сравнению с прошлым годом в отчетном периоде общая рентабельность проданной продукции возросла с 19,16 до 24,38%. Основной причиной увеличения общей рентабельности продаж ОАО «Молоко» стал рост рентабельности выпуска продукции собственного производства с 21,3 до 27,7%. В результате этого рентабельность продаж возросла на 5,5%. Влияние остальных сегментов бизнеса на изменение рентабельности продаж не было существенным.

Следует иметь в виду, что необходимым условием для анализа рентабельности продаж в разрезе отдельных видов продукции является ведение раздельного аналитического учета затрат по выпускаемым видам продукции.

Существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемостью активов и рентабельностью продаж, которая может быть представлена формулой

Оборачиваемость Рентабельность

Рентабельность активов = X

активов про

Действительно,

Прибыль Выручка Прибыль

Средняя величина Средняя величина Выручка активов активов

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля, вложенного в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли прибыли в выручке от продаж. Данное соотношение может быть интерпретировано следующим образом.

С одной стороны, высокое значение рентабельности продаж еще не означает высокой отдачи от используемого совокупного капитала предприятия. С другой стороны, незначительность чистой прибыли по отношению к выручке от продаж необязательно свидетельствует о низкой рентабельности вложений в активы предприятия.

Определяющий момент - скорость оборота активов предприятия. Так, если выручка от продаж за период составляет 100 000 руб. и сформированные совокупные активы - также 100 000 руб., то для получения 20%-ной отдачи от совокупных активов предприятию необходимо обеспечить рентабельность продаж в 20%. Если бы для получения той же выручки ему потребовалась лишь половина активов (50 000 руб.), то, получая лишь 10% прибыли с рубля продаж, предприятие имело бы те же 20% прибыли на совокупные активы, т. е. чем выше скорость оборота активов, тем меньше сумма прибыли, которая необходима для обеспечения требуемой отдачи активов.

В общем случае оборачиваемость активов зависит от объема продаж и средней величины активов. Но аналитик, оценивающий финансовое состояние предприятия, должен подойти к рассмотрению этого показателя в первую очередь с точки зрения рациональности структуры активов. С этой целью коэффициент оборачиваемости активов можно представить как произведение двух факторов: коэффициента оборачиваемости оборотных активов и доли оборотных активов в общей величине активов:

Анализ факторов рентабельности продаж - student2.ru

В результате анализа данного соотношения у аналитика появляется возможность конкретизировать результаты анализа оборачиваемости активов, выявить те статьи бухгалтерского баланса, которые непосредственно повлияли на скорость оборота средств организации.

Отметим, что из двух рассмотренных показателей, определяющих уровень эффективности использования активов, в отношении показателя рентабельности продаж предприятие располагает, как правило, большей свободой маневра для того, чтобы усилить его воздействие на общую рентабельность активов.

Анализируемое ОАО «Молоко» для получения чистой прибыли в размере 609 802 тыс. руб при величине выручки от продаж в 7 106 689 тыс. руб. задействовало в отчетном году активы в размере 2 232 301 тыс. руб. Следовательно, для отчетного года рентабельность активов составила:

Анализ факторов рентабельности продаж - student2.ru

Изменение рентабельности активов на 1,99% было связано с ростом рентабельности продаж. Замедление оборачиваемости несколько снизило величину рентабельности активов. Количественная оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов будет следующей:

за счет изменения рентабельности продаж:

(8,58 - 7,48) • 2,027 = 2,23%; за счет оборачиваемости активов:

(2,027 - 2,06) • 7,48 = -0,24%.

Общее изменение рентабельности активов: 1,99%

2,23 - 0,24 = 1,99%.

Результаты анализа представим в виде табл. 6.7.

Напомним, что данные носят обобщающий характер и формируются по результатам проведенного анализа оборачиваемости активов и рентабельности продаж.

Таблица 6.7

Наши рекомендации