Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж

Уровень рентабельности предприятия можно определить делением прибыли на 1 руб. оборота на коэффициенты фондоемкости и материалоемкости. Для пофакторного исследования необходимо определить 2 расчетных (условных) уровня рентабельности, первый-делением прибыли на 1 руб.оборота за фактический период на базисные коэффициенты фондоемкости и материалоемкости и второй – делением прибыли на 1 руб. оборота за отчетный период на фактический коэффициент фондоемкости и базисный коэффициент материалоемкости.

Отклонение в уровне рентабельности за счет изменений в доле прибыли на 1 руб. реализованной продукции (оборота) рассчитывается разницей между первым расчетным уровнем рентабельности и базисным (плановым) уровнем, отклонение за счет изменений в фондоемкости продукции – разницей между вторым и первым расчетными уровнями рентабельности, а за счет изменений в материалоемкости продукции – разницей между фактическим уровнем ренбтабельности и вторым расчетным.

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определённый период к чистому объёму продаж за тот же период.

Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж - student2.ru

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики организации и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности организаций. Коэффициент способности активов порождать прибыль рассчитывается по формуле:

Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж - student2.ru

Этот коэффициент показывает, сколько прибыли на каждый рубль активов заработала бы организация в гипотетической безналоговой и беспроцентной ситуации. Коэффициент удобен для сравнения эффективности работы организаций, находящихся в неодинаковых налоговых условиях и имеющих различную структуру капитала (соотношение собственных и заемных средств).

Рентабельность собственного капитала — относительный показатель эффективности деятельности организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж - student2.ru

Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности организации. Это наиболее общий коэффициент, который характеризует эффективность использования организацией активов, находящихся в ее распоряжении.

Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж - student2.ru

Таблица 4

Расчет и анализ показателей доходности (рентабельности

Показатели 2006г. 2008г. Измен. ( +,- ) Темп роста, % За 9 месяцев 2009г.
Исходные данные
1. Прибыль до налогообложения, тыс.руб. 280,2 373,4 93,2 133,0 206,1
2. Чистая прибыль тыс.руб. 280,2 373,4 93,2 133,0 205,1
3. Прибыль от реализации продукции тыс.руб. 1103,7 1921,3 817,6 817,6 1334,8
4. Средняя величина основных производственных фондов и материальных оборотных средств, тыс.руб. 29382,6 3260,6 112,5 38085,1
5. Средняя величина перманентного капитала, тыс.руб. -114,3 43,7   9493,8
6. Средняя величина финансовых вложений, тыс.руб.          
Расчетные показатели
1. Общая рентабельность (рентабельность активов), % 1,0 1,2 0,2 120,0 0,5
2. Рентабельность продукции (основной деятельности ), % 2,0 1,6 -0,4 5,8
3. Рентабельность продаж, %   1,7 1,5 -0,2   5,4
4. Рентабельность собственного капитала, %   8,5 раз     5,5 раз
5. Рентабельность оборотных активов, % 2,0 2,2 0,2 110,0 0,8
6. Рентабельность производственных фондов, % 2,2 1,2 1,0 54,5 0,5

Данные табл. 4 показывают на очень низкую рентабельность активов, продукции, продаж.

Уровень рентабельности предприятия можно определить делением прибыли на 1 руб. оборота на коэффициенты фондоемкости и материалоемкости. Для пофакторного исследования необходимо определить 2 расчетных (условных) уровня рентабельности, первый-делением прибыли на 1 руб.оборота за фактический период на базисные коэффициенты фондоемкости и материалоемкости и второй – делением прибыли на 1 руб. оборота за отчетный период на фактический коэффициент фондоемкости и базисный коэффициент материалоемкости.

Отклонение в уровне рентабельности за счет изменений в доле прибыли на 1 руб. реализованной продукции (оборота) рассчитывается разницей между первым расчетным уровнем рентабельности и базисным (плановым) уровнем, отклонение за счет изменений в фондоемкости продукции – разницей между вторым и первым расчетными уровнями рентабельности, а за счет изменений в материалоемкости продукции – разницей между фактическим уровнем ренбтабельности и вторым расчетным.

Исследуем результативность работы организации в тал.5.

Таблица 5

Результативность работы предприятия

Показатели 2006г. 2008г. Отклонение 2006г. от 2008г.(+,-)
1.Прибыль до налогообложения, тыс.руб. -8373
2.Сумма оборота (выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг), тыс.руб.
3.Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс.руб.
4.Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс.руб.
5.Среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб. (5=3+4)
6.Уровень рентабельности предприятия, % (6=1:5) 8,8 10,1 1,3
7. Прибыль ,тыс.руб. в расчете на:      
1 среднегодового работника 122,0 135.0 13,0
Коэффициент фондоемкости продукции 0,003 0,004 0,001
Коэффициент материалоемкости продукции 0,08 0,09 0,01
Прибыль на 1 рубль оборота, руб. 0,007 0,01 0,003
8. Уровень рентабельности при фактической доле прибыли на 1 руб. оборота и базисных фондоемкости и материалоемкости,%   12.1  
9. Уровень рентабельности при фактической доле прибыли на 1 руб. оборота,фондоемкости и базисной материалоемкости,%   11,9  
Отклонение в уровне рентабельности предприятия за счет изменений:      
доли прибыли на 1 руб. реализованной продукции     3,3
фондоемкости продукции     -0,2
материалоемкости продукции     -1,8

Данные табл.5 свидетельствуют о повышении результативности работы организации за счет роста доли прибыли на 1 руб. оборота. Рост фондоемкости и материалоемкости отрицательно повлияли на рентабельность данного субъекта хозяйствования.

Наши рекомендации