Процесс формирования финансовых бюджетов

Бюджетный процесс

Бюджетирование или бюджетный процесс – это формирование единого плана развития компании, направленного на достижение поставленной цели, на основе системы взаимосвязанных показателей (плановых и отчетных). Текущее финансовое планирование как уточнение бизнес-плана предприятия на определенный год деятельности основано на формировании системы бюджетов, детализированных по операциям хозяйственной деятельности, подразделениям предприятия и временным отрезкам, т.к. при годовом горизонте планирования шагом планирования часто является квартал или месяц.

В годовом бюджетировании по сравнению с перспективным (долгосрочным) планированием применяются более точные методы расчетов. Бюджеты становятся более полными и дифференцированными. В них находит отражение последовательность и сроки совершения хозяйственных операций на предстоящий год.

Структура бюджета организации приведена на рис. 4.1.

Процесс разработки бюджета будет продемонстрирован на примере швейного предприятия, которое занимается пошивом костюмов и платьев. Рассматривается первый квартал планового 2009 года. На этот период сформирован прогноз продаж, который сделан маркетологами исходя из продаж прошлых периодов, тенденций спроса и планируемых маркетинговых усилий. Запланированы цены реализации: для платья 800 руб., для костюма – 1000 руб.

Операционный бюджет

1.1 Бюджет продаж – содержит показатели по отгрузке продукции в разрезе отдельных ее видов и поступления денежных средств от покупателей.

Прогноз сбыта представлен отделом маркетинга в следующем виде (табл.4.1). В нем нашли отражение как планируемые продажи в натуральных единицах раздельно платьев и костюмов, так и планируемый уровень цен и продажи в стоимостных единицах.

Процесс формирования финансовых бюджетов - student2.ru

Процесс формирования финансовых бюджетов - student2.ru

Рис. 4.1 Структура Главного бюджета коммерческой организации

Таблица 4.1

Прогноз продаж

Показатель Период
Декабрь 2008 г. Январь 2009 г. Февраль 2009 г. Март 2009 г.
1.Запланированные продажи, ед.        
1.1 Платья
1.2 Костюмы
2.Отпускная цена (без НДС), руб./ед.        
2.1 Платья
2.2 Костюма
3.Запланированные продажи, тыс.руб.        
3.1 Платья
3.2 Костюмы
Итого

Всего продаж запланировано на сумму 1094 тыс.руб.

Исходя из плана продаж может быть сформирован план поступления денежных средств от покупателей (табл.4.2).. Для его разработки необходимо учесть политику кредитования покупателей. Так, швейная фабрика предлагает своим покупателям 30% продаж оплачивать в соответствующем отгрузке месяце, 60% и 10% - в последующих месяцах соответственно. Нарушения сроков платежей не планируется.

В плановом периоде ожидается к погашению задолженность прошлых периодов в размере 205,2 тыс.руб. в январе и 34,2 тыс.руб. в феврале.

В этом бюджете должны найти отражение дебиторская задолженность на конец каждого временного шага планирования. Она рассчитывается исходя из суммы задолженности покупателей на начало периода, известной суммы отгрузки и прогноза поступления денежных средств. Для этого следует использовать алгоритм вычисления:

Дебиторская задолженность на конец периода = Дебиторская задолженность на начало периода + Сумма отгруженной продукции – Сумма поступления денежных средств от покупателей.

Таблица 4.2

График поступлений денежных средств от продаж

Показатель Период
Декабрь. Январь Февраль Март  
1. Остаток дебиторской задолженности на начало периода.   129,4 169,2 182,6
2. Сумма к погашению от продаж прошлого периода в текущем периоде   205,2   34,2    
3..Поступления от продаж каждого месяца планового периода январь       105,0     210,0     35,0
февраль     110,4 220,8
март       112,8
4. Всего поступлений   310,2 354,6 368,6
5. Дебиторская задолженность на конец периода 129,4 169,2 182,6 190,0

Производственный бюджет.

Этот бюджет формируется с учетом плановых продаж и плановых запасов готовой продукции:

Плановый выпуск = Объем продаж за период + Запасы готовой продукции на конец. периода - Запасы готовой продукции на начало периода.

Бюджет для фабрики (табл.4.3) составлен при условии, что запас готовой продукции должен составлять 20% от продаж следующего месяца, а запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода

Таблица 4.3

План производства в натуральных единицах

Показатель Период
Декабрь Январь Февраль   Март
1.Запланированные объемы продаж, ед.        
1.1 Платья
1.2 Костюмы
2. Плановые остатки готовой продукции на конец периода, ед.        
2.1 Платья
2.2 Костюмы
3.Остатки готовой продукции на начало периода, ед.        
3.1 Платья
3.2 Костюмы
4. Объем выпуска готовой продукции, ед.        
4.1 Платья
4.2 Костюмы

При планировании учитываются производственные возможности, прежде всего – производственные мощности предприятия. На основе составленного плана формируются календарные планы производства, включающие решения по длительности и последовательности выполнения технологических операций, загрузке оборудования, затрат труда, создания заделов незавершенного производства, размеру партий обработки продукции и т.д.

Кроме того, сформированный план является основой для плановых расчетов потребности в ресурсах для выполнения этих производственных заданий. На основе этого плана отдел снабжения принимает решения о закупке сырья, материалов и комплектующих.

Наши рекомендации