Аудит финансовых вложений. Аудиторская проверка финансовых вложений проводится с целью формирования мнения о

Аудиторская проверка финансовых вложений проводится с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Получение достаточных доказательств по проверяемым направлениям позволяет дать независимую оценку указанным фактам и выявить нарушения и отступления от действующих нормативных актов и правил бухгалтерского учета. Цель аудита финансовых вложений – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения, действующей в анализируемом периоде, нормативным документам.

Основными задачами аудита финансовых вложений являются:

1) изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;

2) оценка состояния синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

3) подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений;

4) проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

5) подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями; своевременное проведение инвентаризации финансовых вложений, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

При аудите финансовых вложений анализируется информация о составе финансовых вложений на основе данных первичных документов и учетных регистров, подтверждаются права собственности на них, изучается система внутреннего контроля финансовых вложений и организация хранения ценных бумаг, оценивается экономическая целесообразность финансовых вложений. На основе данных регистров бухгалтерского учета по счету 58 «Финансовые вложения» и первичных документов проводится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к финансовым вложениям, наличие права собственности на них. Аудитор изучает соответствие договоров, подтверждающих финансовые вложения, требованиям нормативных актов, регулирующих операции с ценными бумагами. Он также выясняет, как организован бухгалтерский учет на счете 58 «Финансовые вложения», какие используются субсчета, соответствует ли система открытых субсчетов к счету 58 «Финансовые вложения» действующему Плану счетов или рабочему плану счетов организации, закрепленному в ее учетной политике. При аудите финансовых вложений происходят подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений, определение своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями.

Подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений заключается в следующем. Аудитор устанавливает:

• определен ли круг лиц, ответственных за сохранность ценных бумаг и обеспеченность неразглашения коммерческой тайны;

• созданы ли условия, обеспечивающие сохранность финансовых вложений и информации о них;

• проведена ли классификация финансовых вложений на соответствующие группы;

• формируются ли резервы под обесценение ценных бумаг.

В соответствии с требованиями ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, поэтому аудитору необходимо выяснить, складывается ли стоимость финансовых вложений из следующих составляющих:

• сумм, уплачиваемых по договору продавцу;

• сумм, уплачиваемых организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов. Если организации оказаны информационные и консультационные услуги, связанные с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость этих услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих расходов) или на увеличение расходов некоммерческой организации того отчетного периода, в котором было принято решение не приобретать финансовые вложения;

• вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;

• иных затрат, непосредственно связанных с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

При аудиторской проверке финансовых вложений следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике организации (по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, по средней первоначальной стоимости, по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений – способ ФИФО). Если в учетной политике организации предусмотрено создание резерва под обесценение финансовых вложений, необходимо проверить правильность его формирования и использования.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита финансовых вложений:

• в организации не ведется аналитический учет финансовых вложений;

• нет документов, подтверждающих фактические финансовые вложения, или документы оформлены с нарушением установленных требований;

• неправильно формируется первоначальная стоимость финансовых вложений;

• существуют активы в составе финансовых вложений, не являющихся таковыми;

• несвоевременно отражаются доходы по операциям с ценными бумагами, в том числе, отражается доход по его фактическому получению, а не по начислению согласно условиям заключенных договоров;

• нарушается порядок проведения инвентаризации.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

88. Аудит распределения использования прибыли Целью аудита формирования финансовых результатов и распределения прибыли является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования чистой прибыли.В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и распределения прибыли аудитор должен решить следующие задачи:установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;проанализировать правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.В процессе аудиторской проверки финансовых результатов деятельности предприятия необходимо изучить следующие основные нормативные документы:План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 №94н;Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 №43н;Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 №60н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 №107н;Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 №32н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.03.01 №27н;Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 №33н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.03.01 №27н.Кроме основных нормативных документов необходимо проверить источники информации по формированию финансовых результатов и распределению прибыли: учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, приходные и расходные кассовые ордера, Главную книгу, “Бухгалтерский баланс” (форма 1), “Отчет о прибылях и убытках” (форма 2), расчеты (декларации) по отдельным налогам, Положение об учетной политике предприятия и другие документы, а также соответствующие счета бухгалтерского учета.Как свидетельствует аудиторская практика, типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки формирования финансовых результатов, можно классифицировать следующим образом:включение в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими органами;неверная корреспонденция счетов при отражении внереализационных доходов и расходов;неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Наши рекомендации