Дивидендная политика акционерного общества

Дивидендная политика связана с распределением прибыли в акционерных обществах. Вопрос, на который при этом приходится искать ответ финансовым менеджерам, сводится к следующему: следует ли выплатить часть прибыли держателям акций или лучше реинвестировать ее в производство. Подходы к разработке дивидендной политики применимы и по отношению к предприятиям других организационно-правовых форм, но в этом случае вместо термина «дивиденды» используют понятие «прибыль на вклад собственника».

Дивидендная политика – часть общей политики управления прибылью, заключающая в оптимизации пропорций между прибылью, выплачиваемой собственникам, и капитализируемой ее частью, а также в определении форм выплаты дивидендов с целью обеспечения стратегического развития предприятия.

С одной стороны, увеличение суммы дивидендных выплат ведет к увеличению благосостояния собственников и росту рыночной стоимости акций.

Вместе с тем увеличение суммы дивидендных выплат снижает величину реинвестируемой прибыли, что со временем снизит размер получаемой прибыли. Увеличение размера капитализируемой прибыли сопровождается падением курса акций, делает менее доступными ресурсы, необходимые для увеличения капитала (так как повышение или понижение дивидендов, как правило, свидетельствует о будущем повышении или понижении прибыли), но способствует перспективному росту прибыли. Если рассматривать дивидендную политику предприятия как решение из области финансирования деятельности, то выплата дивидендов представляет собой пассивный отток средств.

Существуют различные теории предпочтительности дивидендов, то есть теории предпочтений акционеров в отношении дивидендов:

1. Согласно теории безотносительности дивидендов благосостояние акционеров зависит не от того, как распределяются дивиденды, а от уровня рентабельности активов и степени риска, генерируемого бизнесом. Этой точки зрения придерживаются М. Модильяни и Ф. Миллер, утверждая, что стоимость компании можно увеличить двумя способами: увеличивая показатель капитализации фирмы за счет высоких дивидендных выплат или увеличивая размер компании за счет прироста капитала и, тем самым, способствуя росту будущих доходов.

2. Теория М. Гордона и Д. Линтнера, которую Модильяни и Миллер назвали теорией «синицы в руках», основывается на том, что акционеры гораздо выше ценят текущий доход от акций, так как перспектива получения в будущем дохода от сегодняшнего прироста капитала не всегда очевидна.

3. Теория налоговой дифференциации Р. Литценбергера и К. Рамасвами основывается на утверждении, что в целях максимизации своей стоимости компания должна платить низкие или нулевые дивиденды, так как дивиденды облагаются налогом по значительно большей ставке, чем доход от прироста капитала.

Таким образом, на выбор дивидендной политики влияют:

- стратегия развития предприятия;

- поведение акционеров;

- инвестиционные возможности предприятия;

- доступность источников финансирования;

- уровень налогообложения дивидендов;

- уровень дивидендных выплат конкурентов;

- неотложность платежей по обязательствам;

- защита интересов кредиторов;

- достигнутый уровень ликвидности, так как выплата больших дивидендов неизбежно снижает ликвидность.

Существует три основных подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, компромиссный (умеренный) и агрессивный.

Консервативный подход предполагает направление прибыли в первую очередь на развитие предприятия и поддержание размера дивидендных выплат на относительно низком уровне. При этом возможны два типа дивидендной политики: политика стабильного размера дивидендов и остаточная политика дивидендных выплат.

Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает установление фиксированного размера дивиденда на акцию на длительный периода времени с корректировкой, в случае высоко уровня инфляции, на индекс инфляции. Размер дивидендов слабо связан с финансовыми результатами деятельности, но дает акционерам чувство уверенности в стабильности получения, пусть и невысокого, дохода.

Остаточная политика дивидендных выплат предполагает выплату дивидендов исходя из реальных доходов, то есть после того, как за счет прибыли удовлетворены инвестиционные потребности предприятия. Эта политика основывается на предположении, что если норма дохода на вложенный капитал ожидается на более высоком уровне, чем уровень выплачиваемого дивиденда на акцию, то собственники предпочтут реинвестировать прибыли. Выплата дивидендов осуществляется лишь тогда, когда прибыль превышает сумму, необходимую для финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств. При этом необходимо помнить, что если эффект финансового рычага положительный, то использование заемного капитала для финансирования проектов может оказаться предпочтительнее, чем самофинансирование, и остаток прибыли можно будет выплатить в виде дивидендов. Недостатком такой дивидендной политики является нестабильность размера дивидендных выплат по периодам, что при прочих равных условиях снижает рыночную стоимость акций.

Компромиссный подходпредполагает проведение политики минимального стабильного размера дивидендов с выплатой экстра-дивидендов (с надбавкой в отдельные периоды). В этом случае устанавливается минимальный уровень выплат, который обеспечивается даже при получении минимальной прибыли. В благоприятные периоды размер дивидендов увеличивается, что обеспечивает их связь с финансовыми результатами деятельности предприятия. Основной недостаток такой политики – низкая привлекательность акций предприятия.

Агрессивный подходк формированию дивидендной политики предусматривает установление относительно высокого уровня дивидендных выплат и предусматривает выплаты на основе коэффициента постоянных выплат (политика стабильного уровня доходов) или постоянное возрастание размера дивидендов.

Политика стабильного уровня дивидендовпредусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределе­ния прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика генерирует высокий риск.

Политика постоянного возрастания размера дивидендовпредусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат (в процентах к их размеру в предшествующем периоде) в расчете на одну акцию. Преимуществом такой политики является обес­печение положительного имиджа предприятия и высокой рыночной стоимости его акций. Этой политике должен сопутствовать постоянный рост прибыли предприятия, иначе она приведет к снижению его инвестиционной активности или финансовой устойчивости.

При оценке эффективности дивидендной политики рассматривают в динамике показатели рыночной активности организации (приведены в разделе 6.4).

Формирование дивидендной политики предполагает не только выбор ее типа и оценку эффективности, но и определение порядка и форм выплаты дивидендов. Чаще всего дивиденды выплачиваются в денежной форме, но может производиться и выплата акциями, когда акционеры получают вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Результатом является снижение рыночной цены акции. Такая форма выплаты дивидендов оправдана при низком уровне дивиденда на акцию и отрицательном значении эффекта финансового рычага, так как в этом случае происходит наращивание собственных средств предприятия, что, как правило, дешевле, чем привлечение кредита. Если акционеру предоставляется право выбора между получением дивидендов наличными или в форме дополнительных акций, то такую форму выплаты дивидендов называют автоматическим реинвестированием.

Одной из форм реинвестирования дивидендов является сокращение акций в обращении, то есть их выкуп с целью реструктуризации капитала. Технически в западных странах это предполагает использование одного из трех возможных вариантов:

- покупку компанией свободно обращающихся на фондовом рынке акций за счет средств фонда дивидендных выплат, что требует согласия акционеров;

- тендерный выкуп акций по фиксированной цене. Компания делает формальное предложение своим акционерам выкупить у них определенное количество акций по заранее установленной цене, которая превышает текущую рыночную цену. Акционеры могут выбирать: либо продать свои акции, либо продолжать хранить их у себя. Период действия предложения, как правило, – две-три недели;

- тендерный выкуп акций путем «голландского» аукциона. Компания заранее устанавливает количество акций, которые она хотела бы выкупить, а также минимальную и максимальную цену, которую она готова заплатить. Как правило, минимальная цена несколько выше текущей рыночной цены. Каждый акционер получает возможность предложить компании то количество акций, которое он готов продать, и минимально приемлемую для него продажную цену в рамках диапазона цен, установленного компанией. Получив заявки на продажу акций от акционеров, компания сортирует их в порядке возрастания цены. Затем она определяет минимальную цену, которая обеспечит полный выкуп указанного количества акций. Эта цена выплачивается всем акционерам, которые назначили за свои акции цену, не превышающую эту цену.

В результате выкупа акций возрастает прибыльность оставшихся акций и увеличивается их рыночная стоимость. Одной из причин выкупа акций является желание избежать поглощения другой компанией, убрав свои акции с рынка. К выкупу акций прибегают и компании, располагающие излишком денежных средств и не имеющие вариантов их прибыльного инвестиционного использования.

Еще одним инструментом регулирования цены акции является их дробление (одну акцию обменивают на несколько новых с уменьшением номинальной стоимости) и укрупнение (осуществляется обмен нескольких старых акций на одну новую). Главная цель дробления акций – поместить их в более выгодный ценовой интервал,

сделав, таким образом, более привлекательными для потенциальных акционеров. Укрупнение используется для увеличения рыночной стоимости акций, когда руководство акционерного общества полагает, что цена акций явно занижена.

Вопросы и задания по теме

1. Перечислите основные инструменты, которые могут использоваться с целью влияния на размер текущей и на размер перспективной прибыли.

2. Метод начисления амортизации не изменяет общую сумму амортизационных отчислений, накапливаемых на протяжении срока использования того или иного актива. Почему же он важен с точки зрения влияния на прибыль?

3. Каково влияние на операционную точку безубыточности следующих факторов:

- увеличение тарифной ставки первого разряда, действующей на предприятии;

- увеличение продажной цены продукции;

- увеличение объема продаж;

- переход от равномерного метода начисления амортизации к ускоренному;

- либерализация кредитной политики для покупателей.

4. Отличается ли уровень силы воздействия операционного рычага, рассчитанный для объемов произведенной и реализованной продукции ?

5. Предприятие может работать в зоне высокой силы воздействия операционного рычага и, тем не менее, иметь низкий уровень делового риска. Согласны ли вы с этим утверждением, приведите пример, если это в принципе возможно.

6. Какое влияние рейтинг ценных бумаг компании может оказывать на решения, касающиеся структуры ее капитала?

7. Имеются следующие исходные данные:

- суммарные условно-постоянные расходы компании 30000 тыс. руб.;

- цена единицы продукции – 60 тыс. руб.;

- переменные расходы на единицу продукции – 45 тыс. руб.

Определите критический объем продаж, рассчитайте объем продаж, обеспечивающий прибыль до вычета процентов и налогов в размере 15000 тыс. руб.

8. В таблице представлены данные о значении прибыли на одну акцию за последние 8 лет.

Таблица 12.1 – Исходные данные для проведения расчетов

Показатель Годы
Прибыль на одну акцию, руб.

Определите величину ежегодных дивидендов на одну акцию при проведении следующих видов дивидендной политики:

- постоянный коэффициент выплаты дивидендов составляет 40 %;

- выплачиваются регулярные дивиденды в размере 800 рублей и дополнительные дивиденды, чтобы довести коэффициент выплаты дивидендов до 40 %, если он окажется ниже;

- стабильный уровень выплаты дивидендов, которые время от времени повышаются. В каждом году коэффициент выплаты дивидендов может находиться в диапазоне от 30 % до 50 %, но в среднем он должен составлять около 40 %.

Оцените каждый из этих видов дивидендной политики.

9.Деятельность предприятий характеризуется следующими данными.

Таблица 12.2 – Исходные данные для проведения расчетов

Предприятие Объем производства, шт. Объем реализации, тыс. руб. Полные издержки, тыс. руб. Прибыль до вычета процентов и налогов, тыс. руб.
А 80 000 240 000 190 000 50 000
В 80 000 240 000 174 000 66 000
С 80 000 240 000 177 000 63 000

Каждое из них планирует увеличить объем производства и реализации продукции на 10 %. При этом полные издержки вырастут:

- на предприятии А на 16000 тыс. руб.;

- на предприятии В на 12000 тыс. руб.;

- на предприятии С на 11000 тыс. руб.

Оценить уровень производственного левериджа для каждого предприятия.

Наши рекомендации