Дивидендная политика акционерного общества

Дивидендная политика связана с распределением прибыли в акционерных обществах. Вопрос, на который при этом приходится искать ответ сводится к следующему: следует ли выплатить часть прибыли держателям акций или лучше реинвестировать ее в производство. Подходы к разработке дивидендной политики применимы и по отношению к предприятиям других организационно-правовых форм, но в этом случае вместо термина «дивиденды» используют понятие «прибыль на вклад собственника».

Дивидендная политика – часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между прибылью, выплачиваемой собственникам, и капитализируемой ее частью, а также в определении форм выплаты дивидендов с целью обеспечения стратегического развития предприятия.

С одной стороны, увеличение суммы дивидендных выплат ведет к увеличению благосостояния собственников и росту рыночной стоимости акций, так как рыночный курс акции ( Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru ) определяется по формуле

Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru , (1)

где Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru - средний размер дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию, в %;

Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru – среднерыночная ставка ссудного процента, в %.

Рыночная стоимость акции = Номинальная стоимость акции * Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru (2)

Фондовый рынок, на котором реальная рыночная стоимость акций устанавливается на уровне рыночной стоимости, рассчитанной по формуле 2, называют эффективным. На самом деле эффективных фондовых рынков не существует. В противном случае на сделках на этих рынках нельзя было бы зарабатывать. Реальная рыночная стоимость складывается под влиянием разнообразного количества факторов и самой разной информации, включая слухи.

Вместе с тем увеличение суммы дивидендных выплат снижает величину реинвестируемой прибыли, что со временем снизит размер будущей прибыли. Увеличение размера капитализируемой прибыли сопровождается падением курса акций, но способствует перспективному росту прибыли. Если рассматривать дивидендную политику предприятия как решение из области финансирования деятельности, то выплата дивидендов представляет собой пассивный отток средств.

Существуют различные теории предпочтительности дивидендов, то есть теории предпочтений акционеров в отношении дивидендов:

1. Согласно теории безотносительности дивидендов благосостояние акционеров зависит не от того, как распределяются дивиденды, а от уровня рентабельности активов и степени риска, генерируемого бизнесом. Этой точки зрения придерживаются М. Модильяни и Ф. Миллер, утверждая, что стоимость компании можно увеличить двумя способами: увеличивая показатель капитализации фирмы за счет высоких дивидендных выплат или увеличивая размер компании за счет прироста капитала и, тем самым, способствуя росту будущих доходов.

2. Теория М. Гордона и Д. Линтнера, которую Модильяни и Миллер назвали теорией «синицы в руках», основывается на том, что акционеры гораздо выше ценят текущий доход от акций, так как перспектива получения в будущем дохода от сегодняшнего прироста капитала не всегда очевидна.

3. Теория налоговой дифференциации Р. Литценбергера и К. Рамасвами основывается на утверждении, что в целях максимизации своей стоимости компания должна платить низкие или нулевые дивиденды, так как дивиденды облагаются налогом по значительно большей ставке, чем доход от прироста капитала.

Таким образом, на выбор дивидендной политики влияют:

- стратегия развития предприятия;

- поведение акционеров;

- инвестиционные возможности предприятия;

- доступность источников финансирования;

- уровень налогообложения дивидендов;

- уровень дивидендных выплат конкурентов;

- неотложность платежей по обязательствам;

- защита интересов кредиторов;

- достигнутый уровень ликвидности, так как выплата больших дивидендов неизбежно снижает ликвидность;

Существует три основных подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, компромиссный (умеренный) и агрессивный.

Консервативный подход предполагает направление прибыли в первую очередь на развитие предприятия и поддержание размера дивидендных выплат на относительно низком уровне. При этом возможны два типа дивидендной политики: политика стабильного размера дивидендов и остаточная политика дивидендных выплат.

Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает установление фиксированного размера дивиденда на акцию на длительный периода времени с корректировкой в случае высоко уровня инфляции на индекс инфляции. Размер дивидендов слабо связан с финансовыми результатами деятельности, но дает акционерам чувство уверенности в стабильности получения, пусть и невысокого, дохода.

Остаточная политика дивидендных выплат предполагает выплату дивидендов исходя из реальных доходов предприятия, то есть после того, как за счет прибыли удовлетворены инвестиционные потребности предприятия. Эта политика основывается на предположении, что если норма дохода на вложенный капитал ожидается на более высоком уровне, чем уровень выплачиваемого дивиденда на акцию, то собственники предпочтут реинвестировать прибыли. Выплата дивидендов осуществляется лишь тогда, когда прибыль превышает сумму, необходимую для финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств. Недостатком такой дивидендной политики является нестабильность размера дивидендных выплат по периодам, что при прочих равных условиях снижает рыночную стоимость акций.

Компромиссный подходпредполагает проведение политики минимального стабильного размера дивидендов с выплатой экстра-дивидендов (с надбавкой в отдельные периоды). В этом случае устанавливается минимальный уровень выплат, который обеспечивается даже при получении минимальной прибыли. В благоприятные периоды размер дивидендов увеличивается, что обеспечивает их связь с финансовыми результатами деятельности предприятия. Основной недостаток такой политики - низкая привлекательность акций предприятия.

Агрессивный подходк формированию дивидендной политики предусматривает установление относительно высокого уровня дивидендных выплат и предусматривает выплаты на основе коэффициента постоянных выплат (политика стабильного уровня доходов) или постоянное возрастание размера дивидендов.

Политика стабильного уровня дивидендовпредусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределе­ния прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика генерирует высокий риск.

Политика постоянного возрастания размера дивидендовпредусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат (в процентах к их размеру в предшествующем периоде) в расчете на одну акцию. Преимуществом такой политики является обес­печение положительного имиджа предприятия и высокой рыночной стоимости его акций. Этой политике должен сопутствовать постоянный рост прибыли предприятия, иначе она приведет к снижению его инвестиционной активности или финансовой устойчивости.

При оценке эффективности дивидендной политики рассматривают в динамике следующие показатели:

1. Доля выплаченных дивидендов в чистой прибыли (коэффициент дивидендных выплат, норма распределения дивиденда, дивидендный выход) - показывает, какую часть чистой прибыли предприятие тратит на выплату дивидендов

Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru , (3)

где ДВ – фонд дивидендных выплат по простым и привилегированным акциям;

ЧП – суммарная чистая прибыль предприятия;

Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru – сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.

Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru - чистая прибыль, приходящаяся на одну акцию;

2. Доход на одну акцию (размер дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию, норма дивиденда на акцию, дивидендная доходность акции) определяется по формуле:

Доход (прибыль) на 1 акцию = (чистая прибыль - дивиденды по привилегированным акциям) / общее число обыкновенных акций (4)

3. Ценность акции - коэффициент соотношения цены и чистой прибыли на акцию:

Ценность акции = рыночная стоимость акции / доход на 1 акцию, (5)

4. Дивидендный выход =дивиденды на одну акцию / доход (прибыль) на акцию (6)

5. Дивидендная доходность акции (если показатель выражается в процентах, это - рентабельность акции)=Дивиденды на 1 акцию/Рыночная стоимость акции (7)

6. Доходность акции с учетом курсовой стоимости - Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru

Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru , (8)

где Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru - разница между рыночной стоимостью продажи и рыночной стоимостью покупки акции, руб.;

Дивидендная политика акционерного общества - student2.ru – рыночная стоимость покупки акции, руб.

7. Коэффициент котировки акций=рыночная стоимость акции / номинальная стоимость акции (9)

Формирование дивидендной политики предполагает не только выбор ее типа и оценку эффективности, но и определение порядка и форм выплаты дивидендов. Чаще всего дивиденды выплачиваются в денежной форме, но может производиться и выплата акциями, когда акционеры получают вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Результатом является снижение рыночной цены акции и наращивание собственных средств предприятия (что, как правило, дешевле, чем привлечение кредита). Если акционеру предоставляется право выбора между получением дивидендов наличными или в форме дополнительных акций, то такую форму выплаты дивидендов называют автоматическим реинвестированием.

Одной из форм реинвестирования дивидендов является сокращение акций в обращении, то есть их выкуп с целью реструктуризации капитала. Технически в западных странах это предполагает использование одного из трех возможных вариантов:

- покупку компанией свободно обращающихся на фондовом рынке акций за счет средств фонда дивидендных выплат, что требует согласия акционеров;

- тендерный выкуп акций по фиксированной цене. Компания делает формальное предложение своим акционерам выкупить у них определенное количество акций по заранее установленной цене, которая превышает текущую рыночную цену. Акционеры могут выбирать: либо продать свои акции, либо продолжать хранить их у себя. Период действия предложения, как правило, - две-три недели;

- тендерный выкуп акций путем «голландского» аукциона. Компания заранее устанавливает количество акций, которые она хотела бы выкупить, а также минимальную и максимальную цену, которую она готова заплатить. Как правило, минимальная цена несколько выше текущей рыночной цены. Каждый акционер получает возможность предложить компании то количество акций, которое он готов продать, и минимально приемлемую для него продажную цену в рамках диапазона цен, установленного компанией. Получив заявки на продажу акций от акционеров, компания сортирует их в порядке возрастания цены. Затем она определяет минимальную цену, которая обеспечит полный выкуп указанного количества акций. Эта цена выплачивается всем акционерам, которые назначили за свои акции цену, не превышающую эту цену.

В результате выкупа акций возрастает прибыльность оставшихся акций и увеличивается их рыночная стоимость. Одной из причин выкупа акций является желание избежать поглощения другой компанией, убрав свои акции с рынка. К выкупу акций прибегают и компании, располагающие излишком денежных средств и не имеющие вариантов их прибыльного инвестиционного использования.

Еще одним инструментом регулирования цены акции является их дробление (одну акцию обменивают на несколько новых с уменьшением номинальной стоимости) и укрупнение (осуществляется обмен нескольких старых акций на одну новую). Главная цель дробления акций – поместить их в более выгодный ценовой интервал, сделав, таким образом, более привлекательными для потенциальных акционеров. Укрупнение используется для увеличения рыночной стоимости акций, когда руководство акционерного общества полагает, что цена акций явно занижена.

Облигации и их виды

Облигация- ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента, если иное не предусмотрено условиями выпуска. Инвестирование в облигации надежно защищено от риска, благодаря тому факту, что облигация представляют собой долг и поэтому называется долговой бумагой. Если компания, выпустившая облигации, потерпит крах, то выплаты держателям облигаций будут производиться в первую очередь.

Различают облигации с правом досрочного погашения или без такового; краткосрочные и долгосрочные; обеспеченные и необеспеченные; обращающиеся и не обращающиеся; а также по принадлежности к определенному рынку, на котором они эмитированы; защитным свойствам; легальному статусу; валюте эмиссии; валюте платежа и др.

Виды облигаций:

1. По назначению:

- целевая эмиссия (конкретный инвестиционный объект);

- финансовая эмиссия (сглаживание неравномерного поступления средств в бюджет, финансирование текущих расходов за счет выпуска и размещения государственных облигаций);

- смешанный (на цели финансирования проектов и текущих расходов).

2. По способу обеспечения:

- обеспеченные облигации;

- необеспеченные облигации.

3. По принадлежности:

- именные;

- на предъявителя. Все облигации на предъявителя являются купонными.

4. По способу выплаты дохода:

а) облигации с фиксированной процентной ставкой – приносят периодический доход по твердой ставке. Купонные платежи по ним фиксируются на дату эмиссии в виде определенного процента от нарицательной стоимости; выпускаются и гасятся по нарицательной стоимости, хотя возможны как премии, так и дисконты. Традиционно, большинство долгосрочных долговых инструментов существуют именно в таком виде;

б) облигации с плавающей ставкой - размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента;

в) облигации смешанного типа - в течение определенного периода выплата дохода осуществляется по фиксированной ставке, затем - по плавающей ставке;

г) облигации с нулевым купоном и облигации с глубоким дисконтом - эмиссионный курс облигации устанавливается на уровне ниже номинального (по облигациям с глубоким дисконтом – намного ниже номинала) причем дисконт тем больше, чем длиннее срок обращения облигации, цена же облигации на вторичном рынке вырастет тем больше, чем ближе срок погашения; разница между номинальной и эмиссионной стоимостью представ­ляет собой доход инвестора, выплачиваемый в момент погашения об­лигации; процент по облигации не выплачивается. При росте процентных ставок, стоимость облигаций с нулевым купоном падает в большей степени, чем по обычным облигациям. Вместе с тем, такие облигации привлекательны для инвестора (особенно пенсионных и страховых компаний), так как:

- минимизируют инвестиционные расходы и следовательно снижают риск;

- инвестор имеет возможность отложить выплату налогов на доходы до момента погашения облигации.

Преимущества для эмитента:

- от эмитента не требуется немедленных выплат доходов инвесторам по обслуживанию купонов;

- нет необходимости в выплате купонов, соответственно отсутствуют административные издержки.

д) облигации с премией – продаются по номиналу, погашаются по цене выше номинала, проценты по этим облигациям не выплачиваются.

е) облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой (она может быть увязана с уровнем инфляции);

з) облигации с оплатой по выбору - купонный доход по желанию инвестора может заменяться облигациями нового выпуска.

5. По форме получения дохода:

- выигрышная;

- дисконтная –продается со скидкой, доход выплачивается один раз в форме дисконта, равного разнице между номинальной стоимостью облигации и ее продажной цены;

- купонная - по ним текущий доход выплачивается несколько раз в форме купонного дохода. Купон – часть облигационного сертификата, которая при отделении от него дает владельцу право на получение процента (дохода), размер и дата получения которого обозначены на купоне. Имя держателя облигации (если это облигации на предъявителя) пишется на купоне. Купоны, как правило, предъявляются два раза в год, и уполномоченный банк выплачивает проценты.

6. По периодичности выплаты купона:

- один раз в год (характерно для большинства еврооблигаций);

- два раза в год (очень редко встречаются);

- ежеквартально (характерно для среднесрочных облигаций с плавающей процентной ставкой).

7. По срокам погашения:

- долгосрочные облигации;

- среднесрочные облигации;

- краткосрочные.

8. По способу размещения:

- иностранные облигации - это ценные бумаги, выпущенные и размещаемые эмитентом в каком-либо иностранном государстве в валюте страны размещения займа. Многие иностранные облигации имеют уже устоявшиеся на международных финансовых рынках названия, которые широко распространены среди профессиональных участников этих рынков. Наиболее известными выпущенными иностранными облигациями являются облигации: «янки», «самурай», «шибосай» в Японии; «бульдог» в Англии; «рембрандт» в Голландии; «матадор» в Испании и т.д.

- параллельные облигации представляют собой облигации одного выпуска, размещаемые в отличие от иностранных облигаций одновременно в нескольких странах, на нескольких национальных рынках и в валютах стран размещения займа;

- глобальные облигации – например, размещаемые одновременно на рынке еврооблигаций и на одном или нескольких национальных рынках;

9. По эмитентам:

- международных и межнациональных организаций;

- государственные (выпускаются только на предъявителя);

- облигации юридических лиц.

10. По способу оплаты инвестором:

- частично выплаченные облигации – это облигации, эмитируемые с незамедлительной оплатой только части от общей суммы эмиссии. Оставшийся очередной взнос выплачивается один раз или несколько раз частями. Такого рода облигации особенно популярны в Великобритании. Проценты накапливаются на часть, выплаченную до момента полной оплаты номинальной стоимости облигации.

- облигация с отсрочкой оплаты – это разновидность частично оплаченной облигации. Она выпускается в полностью оплаченной форме, но есть возможность отсрочки платежных дней.

11. По валюте займа:

- двухвалютные (дуальные) облигации;

- моновалютные.

12. Процентные и беспроцентные (беспроцентные - целевые под товар или услуги).

Наши рекомендации