Финансирование как стадия привлечения необходимых предприятию финансовых ресурсов
Процесс оборота капитала включает четыре фазы. Первая фаза – это привлечение капитала (финансирование); вторая фаза – вложение капитала, или инвестирование; третья фаза возвращение капитала, получение определенных финансовых результатов (прибыли или убытка); четвертая фаза – распределение и использование финансовых ресурсов.
Финансирование, как первая стадия кругооборота капитала, означает привлечение капитала в виде денег, материальных ценностей или прав с целью обеспечения непрерывности кругооборота капитала, простого и расширенного воспроизводства. Субъект хозяйствования может использовать разные формы финансирования:
1) в зависимости от цели финансирования выделяют:
- первичное или учредительное финансирование;
- текущее или последующее;
- финансирование с целью расширения производства или его совершенствования.
2) в зависимости от источника средств различают:
- внешнее финансирование (поступление средств от внешних кредиторов и инвесторов);
- внутреннее (самофинансирование за счет средств самого предприятия).
3) с точки зрения правового статуса инвестора принято выделять:
- собственное финансирование;
- заемное.
Собственный капитал формируется в процессе рефинансирования, то есть отнесения на капитал части чистой прибыли организации. Собственный капитал организации может включать уставный капитал и резервные фонды, добавочный капитал, а также нераспределенную прибыль. Уставной фонд, как первоначальная сумма собственного капитала, создается до начала хозяйственной деятельности предприятия. В большинстве случаев размер фонда определяется уставом предприятия. Для отдельных хозяйствующих субъектов его размер устанавливается законодательно.
Резервный фонд – часть собственного капитала, зарезервированная предприятием и предназначенная для внутреннего страхования его деятельности. Состав и размер резервных фондов обычно определяются учредительными документами или законодательством. Источником их образования является чистая прибыль предприятия.
Нераспределенная прибыль – это резерв собственных финансовых ресурсов предприятия, который представляет собой разницу между полученной прибылью и распределенной ее суммой.
Собственный капитал может быть увеличен и за счет эмиссии акций. При этом следует помнить, что недостатком такой формы финансирования является снижение контроля за собственностью, а выпуск привилегированных акций равноценен привлечению бессрочного банковского кредита под фиксированную процентную ставку.
Заемный капиталподразделяется на краткосрочный и долгосрочный. Порядок финансирования субъектов хозяйствования по долгосрочной или краткосрочной схеме определяется в каждом конкретном случае. Однако субъекты хозяйствования чаще всего финансируют элементы основного капитала, а также стабильную часть оборотного капитала по долгосрочной схеме.
Заемный капитал отличается от собственного, тем что поступает во временное пользование, как правило, за определенную плату и подлежит возврату в конкретные сроки. Условия поступления и возврата регламентируются соответствующим договором, заключенным между кредитором и заемщиком капитала. В договоре определяются его объем, форма предоставления, направления расходования средств, размер и способ установления материального обеспечения, сроки возврата, цена заемных средств.
В современных условиях к наиболее распространенным формам заемных средств относятся: банковские кредиты, лизинг, факторинг, франчайзинг, эмиссия корпоративных ценных бумаг.
Эффективность деятельности организации во многом зависит от финансовой структуры инвестированного в них капитала. Финансовая структура капитала предприятия– это соотношение собственного и заемного капитала, используемого субъектом хозяйствования в процессе хозяйственной деятельности. Она существенным образом влияет на уровень рентабельности активов и собственного капитала, уровень финансовой устойчивости, платежеспособности, величину финансовых рисков и в конечном итоге – на эффективность финансовой деятельности в целом.
В связи с этим процесс формирования финансовой структуры капитала организации должен быть подчинен определенной политике. Политика формирования финансовой структуры капитала является частью финансовой стратегии предприятия. Она заключается в обеспечении такого сочетания собственного и заемного капитала, которое оптимизирует соотношение допустимого финансового риска и приемлемого уровня рентабельности.Ее разработка предусматривает, прежде всего, соблюдение общих принципов финансирования активов:
1. Соответствие сроков использования активов и сроков финансирования: долгосрочные активы и постоянная часть краткосрочных активов должны финансироваться за счет собственного капитала и долгосрочных заемных источников средств, а переменная часть оборотного капитала – за счет краткосрочных источников.
2. Основной капитал должен быть собственным и превышать долгосрочный заемный капитал.
3. Соотношение собственного и заемного капитала предприятия должно быть таким, чтобы обеспечивать рациональное соотношение между уровнем рентабельности собственного капитала и уровнем финансовой устойчивости, а также минимизировать риск банкротства.
4. Организация должна стремиться к повышению доли собственного капитала. Чем она выше, тем более льготные условия кредитования может получить заемщик, и наоборот. Однако полностью отказываться от заемного финансирования не целесообразно.
На политику формирования финансовой структуры капитала организации влияет ряд факторов:
- стабильность реализации продукции: чем стабильнее реализация товаров, тем выше и безопаснее становится использование заемного капитала;
- темпы развития бизнеса, так как растущие предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для финансирования активов большую долю заемного капитала;
- уровень рентабельности: при высоком уровне рентабельности организация может капитализировать большую часть прибыли, снижая тем самым потребность в заемном капитале;
- конъюнктура финансового рынка: в зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается цена заемного капитала, что определяет эффективность его привлечения.
Процесс формирования финансовой структуры капитала организации проходит ряд этапов: определение общей потребности в капитале, оценка цены капитала и оптимизация его финансовой структуры.
Основной целью стадии определения потребности в капитале является привлечение необходимых финансовых ресурсов для формирования активов организации. Общая потребность в капитале для создания нового бизнеса включает две группы расходов — предстартовые расходы и стартовый капитал.
Предстартовые расходы, как правило, — небольшие по размеру финансовые ресурсы, направляемые на разработку бизнес-плана, учредительных документов, регистрацию бизнеса. Эти расходы носят разовый характер и в составе общей потребности в капитале обычно занимают незначительную долю.
Стартовый капитал предназначен для формирования активов нового бизнеса с целью начала хозяйственной деятельности. Последующее наращение капитала рассматривается, как форма расширения деятельности организации и связано с формированием дополнительных финансовых ресурсов.
При определении общей потребности в капитале используются следующие методы:
1. Метод прямого счета. Потребность в капитале рассчитывается по формуле
, (11.1)
где – потребность в капитале, руб.; – потребность в основном капитале (долгосрочном), руб.; – потребность в оборотном капитал, руб.
Потребность в основном капитале рассчитывается в виде суммы стоимости зданий, машин, производственных сооружений, затрат на подготовку и наладку производства.
Размер финансовых ресурсов, необходимых для формирования оборотных средств организации, может быть рассчитан как произведение ежедневных расходов на продолжительность одного оборота. Период оборота, в свою очередь, представляет собой примерное выражение в днях среднего срока доставки, хранения сырья (готовой продукции) на складе, поступления платежей от клиентов.
2. Косвенный метод (метод удельной капиталоемкости) расчета является наиболее простым, но и менее точным. Он определяет общую потребность в капитале на основе показателя капиталоемкости продукции, который дает представление о размере капитала, используемого в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он определяется в разрезе видов экономической деятельности путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. Этот метод лишь приблизительно оценивает потребности в капитале и используется лишь на предварительных этапах до разработки бизнес-плана. Показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции существенно колеблется в разрезе субъектов хозяйствования под влиянием ряда факторов (размера бизнеса, стадии жизненного цикла организации, степени физического износа оборудования, уровня использования производственной мощности и др.). Поэтому более точную оценку потребности в капитале для создания нового бизнеса можно получить, если для вычислений будет применен показатель, действующий на предприятиях-аналогах (метод аналогий).