Понятие цены денег и цены капитала

Понятие цены капитала вытекает из понятия «цена денег», а последнюю следует отличать от стоимости денег.

Деньги
Внутренняя стоимость денег
Временная стоимость денег
Цена денег
Стоимость денег
Выражается в стоимостных единицах Внутренней стоимостью обладают только полноценные деньги  
Выражается в стоимостных единицах На стоимость денег оказывают влияние: - инфляция (дефляция); - риск неполучения денег в будущем; - возможность нарастить «сегодняшние» деньги, эффективно их инвестировав
Определяется на финансовом рынке   Выражается в процентах годовых Цена денег зависит: - от того, в какой форме, каким способом и на какой срок привлечены деньги; - денежно-кредитной политики Национального банка; - уровня инфляции; - соотношения спроса и предложения на рынке капиталов и проч.  

Рисунок 3.1 – Соотношение понятий «стоимость денег» и «цена денег»

Цена денег выражается в виде процентной ставки, уплачиваемой заемщиками за приобретенные заем­ные средства. Размер процентной ставки зависит от времени отчуждения и представляет собой вознаграждение, которое кредитор взимает за оказанную услугу и ожидание возврата денег. Цена денег включает в себя и риск, возможные потери, которые может понести их собственник, если они не будут возвращены полностью, частично и своевременно.

Кроме того, на уровень цены денег влияет множество других факторов: инфляционные процессы, соотношения между спросом и предложением на капитал, денежно-кре­дитная политика Национального банка, уровень ставки на­лога на прибыль и др.

Любая организация нуждается в источниках средств. Привлечение того или иного источника финансирования связано с определенными затратами (по акциям необходимо выплачивать дивиденды, банкам – проценты за пользование кредитом и т. д.). Таким образом, у каждого источника средств организации есть своя цена.

Цена финансового ресурса – это общая сумма средств, которую нужно заплатить за использование определенного объёма этого ресурса, выраженная в процентах к его объёму. Она представляет собой посленалоговую цену, то есть при ее расчете учитывают, как привлечение финансового ресурса влияет на сумму налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет и внебюджетные фонды. Если сумма налоговых выплат и отчислений возрастает, то цена финансового ресурса увеличивается, и наоборот.

Терминология по многим разделам финансового менеджмента еще не устоялась. В частности в литературе можно встретить другие названия рассматриваемого понятия: «стоимость», «ценность» финансового ресурса. Все эти названия условны, поскольку правильнее было бы говорить о «себестоимости» ресурса (затратах на его привлечение и эксплуатацию). Мы используем понятие «цены», подчеркивая ее отличие от «стоимости» ресурса (приведенной или капитализированной).

Прежде, чем говорить о цене капитала, необходимо определиться с тем, что следует понимать под капиталом. В общем случае капитал – средства, вкладываемые организацией в любой форме (денежной и не денежной) с целью получения дохода в будущем.

При этом следует помнить, что в большинстве своем все эти средства являются платными, даже если относятся к собственным средствам организации. Например, уставный капитал – собственный ресурс организации, однако за пользование этими средствами приходится платить собственникам этого бизнеса, например дивиденды в случае с акционерным капиталом.

Иногда в контексте решаемых задач под капиталом понимают только долгосрочные источники средств организации (собственный капитал и долгосрочные обязательства), иногда – все источники средств организации за исключением внутренней кредиторской задолженности (задолженности перед поставщиками, перед бюджетом, по заработной плате и т. п.), так как эта задолженность:

а) чаще всего не отвечает требованию платности, цена у нее появляется только когда организация платит штрафы, пени, неустойки за нарушение сроков погашения этой задолженности;

б) строго говоря, это не денежный источник средств, как в случае с задолженностью перед поставщиками, или частичный, а то и вовсе не источник, как в случае с задолженностью по налогам и по заработной плате. Для того, чтобы устойчивые пассивы можно было рассматривать как источник финансирования, продукция организации должна приобретаться по предоплате или оплачиваться одновременно с отгрузкой или сразу после нее.

Если рассматривать конкретный инвестиционный проект, то под капиталом можно понимать источники средств, используемые для финансирования проекта, включая собственные источники. Цена капитала в этом случае представляет собой затраты на его аккумуляцию, приобретение и использование из различных источников, соотнесенные с объемом самого капитала, и выражается в процентах.

По сути, все источники средств организации можно рассматривать как капитал, инвестированный в бизнес. Тогда можно утверждать, что состав капитала отражен в балансе организации (в собственном капитале и обязательствах). Под ценой капитала в этом случае будет пониматься цена всех источников средств организации, включая внутреннюю кредиторскую задолженность.

В зависимости от целей анализа может быть рассчитана цена всех источников средств организации, отдельной группы или любого источника внутри ее. Цена капитала может быть рассчитана за различные периоды времени: месяц, год, квартал.

Цена капитала – базовая категория финансов. Она играет первостепенную роль при определении рациональной структуры капитала, выборе источников финансирования инвестиций и служит для определения той минимальной нормы чистой рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечить предприятие, чтобы рассчитаться за привлеченные источники средств и, в конечном счете, не снизить свою рыночную стоимость. Таким образом, в рыночной экономике цена капитала должна отражать обяза­тельную норму окупаемости использованных ресурсов.

При обосновании финансовых решений учитывается индивидуальная цена каждого вида капитала, а также средневзвешенная цена всех используемых источников.

Наши рекомендации