Политика формирования собственных финансовых ресурсов.
Финансовую основу предприятия составляет сформированный им собственный капитал.
На действующем предприятии он представлен следующими формами:
уставный капитал; резервный капитал; целевые фонды ;нераспределенная прибыль
Источники формирования собственных средств финансовых ресурсов делятся на 2 группы:
Внутренние; внешние
К внутренним относятся: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и амортизационные отчисления.
К внешним относятся: привлечение дополнительного акционерного капитала, получения безвозмездной помощи и прочие внешние источники.
Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения этого процесса на предприятиях разрабатывается специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов.
Политика формирования финансовых ресурсов является частью стратегии финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение необходимого уровня самофинансирования, производственного развития.
Формирование собственных финансовых ресурсов осуществляется по следующим этапам:
Анализ формирования собственных финансовых ресурсов в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования финансовых ресурсов и его соответствие темпам предприятия.
На первой стадии анализа изучается общий объем формирования ресурсов и соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия.
На второй стадии анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.
На третьей стадии анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в плановом периоде. Критерием оценки является коэффициент самофинансирования, который отражает обеспеченность предприятия собственными финансовыми ресурсами.
Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников.
Результаты оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных вариантов привлечения финансовых ресурсов.
Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.
До того, как использовать внешние источники, предприятие должно реализовать все возможности по формированию ресурсов из внутренних источников. Так как внутренними источниками являются прибыль и амортизационные отчисления, то в процессе планирования в первую очередь предприятие должно предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
Метод ускоренной амортизации основных фондов увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов, но в этом случае происходит уменьшение суммы чистой прибыли.
Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
Обеспечение максимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов.
Обеспечение сохранения предприятию первоначальных учредителей.
Для решения вопросов оптимизации на предприятии разрабатывается специальная финансовая политика, которая определяет основные моменты в оптимизации формирования финансовых ресурсов и помогает оценивать эффективность политики с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия.
34. Дивидендная политика предприятия, факторы формирования дивидендной политики.
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности компании, поэтому, очевидно, что дивидендная политика существенно влияет на размер привлекаемых компанией внешних источников финансирования.
Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации соотношения между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Формирование дивидендной политики акционерного общества предполагает следующие основные этапы:
1.Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.
2.Выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества.
3.Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики.
4.Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию.
5.Определение форм выплаты дивидендов.
6.Оценка эффективности дивидендной политики.
Главный принцип дивидендной политики состоит в том, чтобы реально оценить финансовые возможности и потребности предприятия, ранжируя последние по важности, например:
1) погашение кредиторской задолженности банком;
2) пополнение собственных оборотных средств;
3) инвестиции в развитие производства;
4) дивиденды и т.д.