Сущность и виды финансового контроля
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового закона и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования. [14] Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает. Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов, установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы. [25, с. 6] В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:
1. Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;
2) Негосударственный финансовый контроль:
- внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и не корпоративного финансового контроля;
- аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;
- гражданский финансовый контроль;
- общественный финансовый контроль;
- правовой финансовый контроль;
- страховой финансовый контроль, и другие виды.
Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется
следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-
счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением
Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля
(ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства
(ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по
налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ,
Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными
внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом
социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными
фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).
Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за
деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций
руководителями соответствующих образований и специально созданными в
данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые
подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства,
комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например,
финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД
республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и
через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России
создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-
ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России
осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД
России).
Основными задачами данного контроля являются:
- выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных
ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
- разработка предложений по устранению условий и причин, их
порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами
причиненного ущерба и др.
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую
деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению
независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой)
отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а
также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской
деятельности является установление достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным
актам РФ.