Показатели экономической безопасности

Финансовая безопасность - важнейшая составляющая экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Финансовая безопасность - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается

1. гарантированная защита национальных экономических интересов,

2. гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве,

3. готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов,

4. поддержка социально - политической стабильности общества,

а также формируются необходимые и достаточные экономический потенциал, и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.

На федеральном уровне в качестве пороговых значений финансовой безопасности выступают группы пороговых значений, разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.

Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы:

· измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;

· характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.

Таблица 1.1 Финансовые показатели экономической безопасности

Показатель устойчивости Параметр, индикатор устойчивости Пороговые значения
1. Уровень дефицита бюджета (федерального, консолидированного государственного) Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета До 20% в течение одного года До 10% в течение нескольких лет
2. Стабильность цен Годовой уровень инфляции (роста цен на товары и услуги) в процентах Не более 50% в течение года Не более 25% в течение нескольких лет подряд Не более 10% в течение ряда лет
3. Золотовалютный запас страны Наличие золотовалютного резерва, способного подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы, требования по возврату долгов. Величина резерва измеряется в процентах от государственного бюджета и ВВП Не ниже 40% консолидированного государственного бюджета Не ниже 20% валового внутреннего продукта Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении
4. Внешний долг страны (государственный и корпоративный) Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счет имеющихся активов или заимствований. Измеряется величиной долга в процентах к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года Не более 5% национального богатства
5. Государственный внутренний долг Реальная способность вернуть долг, реструктуризировать его, покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо возместить долг за счет элементов национального богатства. золотовалютного запаса Не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года
6. Дефицит платежного баланса Превышение импорта над экспортом, внешних платежей над внешними поступлениями, в процентах к величине баланса Не более 50% в течение одного года Не более 20% в течение нескольких лет


Рассмотрим показатели продовольственной безопасности:

Оценку продовольственной можно сделать по двум видам: по одному показателю и с помощь системы показателей:

1. Оценка продовольственной безопасности по одному показателю.

Чаще всего применяются такие показатели, как: средний коэффициент самообеспеченности, производство зерна на душу населения (по данным ООН нижний предел нормы составляет 600 кг), удельный вес произведенных в стране продовольственных товаров в общем объеме их рыночных продаж, общая энергетическая ценность продуктов питания на душу населения, количество переходящих продовольственных запасов (должны составлять 15–17 % от годового потребления населения). Данные показатели применяются в основном для характеристики продовольственной безопасности на уровне страны. Использование этих показателей для оценки продовольственной безопасности на региональном уровне малоэффективно и не дает возможности детально оценить состояние каждого аспекта продовольственного обеспечения.

2. Оценка продовольственной безопасности с помощью системы показателей.

к таким показателям относится: долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, – территориальную доступность продуктов (измеряемую путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), – уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), – степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, – влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.

По методике ФАО для определения продовольственной безопасности используются следующие экономические индикаторы: расходы на питание, инфраструктура, рынки, валовой национальный доход на душу населения, ВВП на душу населения, процент населения, проживающего на уровне бедности, коэффициент Джини, социальная и политическая среда, уровень калорийности суточного рациона питания.

Выделяют четыре группы показателей, используемых для оценки сложившегося состояния продовольственного обеспечения населения:

- показатели, характеризующие наличие продуктов питания, т. е. физическую доступность продовольствия (предложение продовольствия);

- показатели, характеризующие доступность продуктов питания для отдельных граждан и домохозяйств, т. е. экономическую доступность продовольствия (платежеспособный спрос);

- показатели, характеризующие достаточность питания (потребление продовольствия);

- показатели, характеризующие качество и безопасность продуктов питания (продовольствия).

Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве критериев продовольственной безопасности используются:

- Рациональные нормы потребления пищевых продуктов – рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

- Экономическая доступность продовольствия – возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.

- Физическая доступность продовольствия – уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей:

- В сфере потребления: располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения; обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек; потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения; объемы адресной помощи населению; суточная калорийность питания человека; количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро– и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки; индекс потребительских цен на пищевые продукты.

- В сфере производства и национальной конкурентоспособности: объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции; продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов; объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.

- В сфере организации управления: объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

- зерна – не менее 95 %;

- сахара – не менее 80 %;

- растительного масла – не менее 80 %;

- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %;

- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 %;

- рыбной продукции – не менее 80 %;

- картофеля – не менее 95 %;

- соли пищевой – не менее 85 %.

Наши рекомендации