Показатели экономической безопасности
Финансовая безопасность - важнейшая составляющая экономической безопасности в условиях рыночной экономики.
Финансовая безопасность - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается
1. гарантированная защита национальных экономических интересов,
2. гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве,
3. готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов,
4. поддержка социально - политической стабильности общества,
а также формируются необходимые и достаточные экономический потенциал, и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.
На федеральном уровне в качестве пороговых значений финансовой безопасности выступают группы пороговых значений, разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.
Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы:
· измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;
· характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.
Таблица 1.1 Финансовые показатели экономической безопасности
Показатель устойчивости | Параметр, индикатор устойчивости | Пороговые значения |
1. Уровень дефицита бюджета (федерального, консолидированного государственного) | Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета | До 20% в течение одного года До 10% в течение нескольких лет |
2. Стабильность цен | Годовой уровень инфляции (роста цен на товары и услуги) в процентах | Не более 50% в течение года Не более 25% в течение нескольких лет подряд Не более 10% в течение ряда лет |
3. Золотовалютный запас страны | Наличие золотовалютного резерва, способного подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы, требования по возврату долгов. Величина резерва измеряется в процентах от государственного бюджета и ВВП | Не ниже 40% консолидированного государственного бюджета Не ниже 20% валового внутреннего продукта Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении |
4. Внешний долг страны (государственный и корпоративный) | Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счет имеющихся активов или заимствований. Измеряется величиной долга в процентах к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства | Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года Не более 5% национального богатства |
5. Государственный внутренний долг | Реальная способность вернуть долг, реструктуризировать его, покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо возместить долг за счет элементов национального богатства. золотовалютного запаса | Не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года |
6. Дефицит платежного баланса | Превышение импорта над экспортом, внешних платежей над внешними поступлениями, в процентах к величине баланса | Не более 50% в течение одного года Не более 20% в течение нескольких лет |
Рассмотрим показатели продовольственной безопасности:
Оценку продовольственной можно сделать по двум видам: по одному показателю и с помощь системы показателей:
1. Оценка продовольственной безопасности по одному показателю.
Чаще всего применяются такие показатели, как: средний коэффициент самообеспеченности, производство зерна на душу населения (по данным ООН нижний предел нормы составляет 600 кг), удельный вес произведенных в стране продовольственных товаров в общем объеме их рыночных продаж, общая энергетическая ценность продуктов питания на душу населения, количество переходящих продовольственных запасов (должны составлять 15–17 % от годового потребления населения). Данные показатели применяются в основном для характеристики продовольственной безопасности на уровне страны. Использование этих показателей для оценки продовольственной безопасности на региональном уровне малоэффективно и не дает возможности детально оценить состояние каждого аспекта продовольственного обеспечения.
2. Оценка продовольственной безопасности с помощью системы показателей.
к таким показателям относится: долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, – территориальную доступность продуктов (измеряемую путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), – уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), – степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, – влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.
По методике ФАО для определения продовольственной безопасности используются следующие экономические индикаторы: расходы на питание, инфраструктура, рынки, валовой национальный доход на душу населения, ВВП на душу населения, процент населения, проживающего на уровне бедности, коэффициент Джини, социальная и политическая среда, уровень калорийности суточного рациона питания.
Выделяют четыре группы показателей, используемых для оценки сложившегося состояния продовольственного обеспечения населения:
- показатели, характеризующие наличие продуктов питания, т. е. физическую доступность продовольствия (предложение продовольствия);
- показатели, характеризующие доступность продуктов питания для отдельных граждан и домохозяйств, т. е. экономическую доступность продовольствия (платежеспособный спрос);
- показатели, характеризующие достаточность питания (потребление продовольствия);
- показатели, характеризующие качество и безопасность продуктов питания (продовольствия).
Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве критериев продовольственной безопасности используются:
- Рациональные нормы потребления пищевых продуктов – рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.
- Экономическая доступность продовольствия – возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.
- Физическая доступность продовольствия – уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей:
- В сфере потребления: располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения; обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек; потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения; объемы адресной помощи населению; суточная калорийность питания человека; количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро– и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки; индекс потребительских цен на пищевые продукты.
- В сфере производства и национальной конкурентоспособности: объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции; продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов; объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.
- В сфере организации управления: объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:
- зерна – не менее 95 %;
- сахара – не менее 80 %;
- растительного масла – не менее 80 %;
- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %;
- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 %;
- рыбной продукции – не менее 80 %;
- картофеля – не менее 95 %;
- соли пищевой – не менее 85 %.