Особенности сетевых структур. Достоинства и недостатки

Основное преимущество сетевой структуры заключается в ее конкурентоспособности в глобальном масштабе. Исследователи нового типа структур говорят о значительных преимуществах таких компаний. Перечислим позитивные стороны сетевых структур:

- адаптивность компаний к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;

- концентрация деятельности компании на приоритетных областях специализации, уникальных процессах;

- существенные сокращения издержек, их рациональная структура и повышение доходов;

- низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;

- привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Сетевая глобальная компания позволяет использовать огромный ресурсный потенциал и достичь высочайшего качества товаров и приемлемых цен, предлагать товары по всему миру. Широкий выбор рабочей силы и преимущества повышенной гибкости компании предопределяют возможность получения только необходимых в данный момент услуг и заключения контрактов с новыми поставщиками. Сетевая организация развивает максимальную скорость адаптации к новым товарам и возможностям рынка. Возрастает разнообразие рабочих заданий, исполняемых постоянными сотрудниками компании, а, следовательно, возрастает их удовлетворенность трудом.

В сетевых организациях сокращается потребность в управленческом персонале, отсутствует необходимость во вспомогательном персонале и в администрации. Сетевая структура – плоская, горизонтальная, состоящая, как правило, из 2-3 иерархических уровней в отличие от традиционных многоуровневых бюрократических структур.

К шансам сетевой организации на успех автор [37] относит два главных фактора – компетентность и эффективность организационной сети.

Компетентность связана с тем, что к решению тех или иных задач привлекаются лучшие партнеры – исполнители. Элитарный принцип формирования компетенций, присущий сетевой организации, исключает использование второсортных исполнителей. Сетевые структуры являются идеальной школой повышения компетентности членов организации.

Эффективность сетевых организаций гарантируется низким уровнем занятости и рациональной структурой издержек. Сети исключают дублирование компетентной рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избежать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции или на внутриорганизационный обмен услугами. Предпосылками сетевой конфигурации без использования избыточной рабочей силы является, в частности, глубокая сегментация всех членов сетевой организации. Сеть в целом, тем не менее, обладает резервным потенциалом, прежде всего, благодаря созданию новых конфигураций или привлечению дополнительных партнеров.

Кроме того, сети отличаются выгодной структурой издержек. Анализ «жизненного цикла» затрат показывает, что довольно легко минимизируются расходы на подготовительно-заключительные работы. Использование информационных технологий положительно отражается на соотношении между производственными затратами и «непроизводственными» трансакциональными издержками. Минимизация издержек связана также с тем, что сетевые структуры не обременены накладными расходами на содержание политических организационных единиц (наблюдательного совета, уполномоченных по охране окружающей среды, согласительных группы и т.п.). В отличие от обычных предприятий, они ориентированы в первую очередь на цель и в значительно меньшей степени - на решение вопросов.

Каковы же недостатки сетевых структур? Основные из них, по мнению уже цитировавшихся авторов, следующие:

- при формировании сетевых моделей предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как современные тенденции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля. По нашему мнению, этот недостаток (специализация сегментов) как раз и повышает эффективность сети, а многоплановая квалификация, очевидно, характеризует подготовленность исполнителей в сегментах;

- существует опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов сети. Думается, что этот недостаток может быть преодолен эффективным менеджментом стержневой компании в сети, призванным регулировать организационные, экономические и правовые аспекты деятельности всех участников сети;

- при сетевых структурах возникает чрезмерная зависимость от кадрового состава. Возрастают риски, связанные с текучестью кадров. Практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений. С этим недостатком, наверное, можно бороться посредством эффективной мотивации и сильной позитивной культуры сети;

- отход от испытанных принципов особенно отражается на предпринимательстве. Принципы сети тормозят развитие предпринимательства, т.к. предопределяют «дефицит» автаркии и мотивации предпринимателей, входящих в сеть.

Дефицит автаркии связан с усилением зависимости сегментов сети: специализация и ограниченная занятость резко снижают самостоятельность членов сети. Кроме того, возрастает ресурсная зависимость в тех случаях, когда сетевая компания наряду с собственными мощностями и персоналом использует на договорных условиях необходимые здания, сооружения, транспорт и персонал других компаний.

Дефицит мотивации в сетевых компаниях отмечают многие исследователи. Действительно, «разброс» исполнителей в сети может привести к низкой лояльности сотрудников, к отсутствию возможности непосредственного контроля за их деятельностью.

Для возмещения упраздненных традиционных принципов менеджмента появляются новые специфические принципы. Основные из них: сетевая культура, принцип взаимности и доверие [37].

Формирование корпоративной культуры – длительное дорогостоящее занятие. Сетевые компании, которые могут создаваться и создаются как временные организационные формы, не имеют времени на развитие собственной культуры. Поэтому может иметь место «импорт» культуры через глобальные связи единого хозяйственного пространства, всемирные нормативные сообщества, такие как ИСО, «Интернет».

Типичным для сетей рискам чрезмерной зависимости от центра могут противостоять взаимные связи, симметричное влияние и обоюдное сближение сегментов сети. Под взаимностью автор [37] понимает испытанный и надежный способ кооперации, служащий инструментом достижения равновесия между стимулами и вкладами партнеров в рамках двусторонних кооперационных связей. Сложность реализации этого принципа связана с обилием связей в сети, открытостью сетей и неясностью членства (кто-то еще в составе сети, а кто-то уже выбыл из сети).

Виртуальное управление в сети и функционирование сетевой компании нуждается в климате доверия. На чем основывается доверие? Очевидно, на традиционных системах и институтах сохранения коммерческих секретов сети и на корпоративной культуре.

Наши рекомендации