Анализ финансовых результатов предприятия

Анализ финансовой эффективности деятельности предприятия не может быть охарактеризован без динамики показателей прибыли.

В первую очередь оценивается рост показателей прибыли за анализируемый период, затем отмечаются положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов. Для анализа, оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица, в которой используются данные отчета «О прибылях и убытках», за несколько лет, с последующим вычислением произошедших изменений.

Финансовое положение в 2016 г. по отношению к 2015 г. ухудшилось в связи с влиянием последствий кризисных явлений в экономике региона, а также из-за изменения управляющих структурных подразделов.

Прямое влияние на прибыль, размер и уровень цен, оказывает структура себестоимости и ее величина, для определения экономической эффективности отдельных организационно-экономических и технических мероприятий.

Себестоимость продукции - это текущие затраты предприятия на производство и продажу продукции, выраженные в денежной форме.

Анализ себестоимости продукции является важнейшим резервом увеличения прибыли предприятия. С целью изучения себестоимости продукции необходимо проанализировать следующие показатели:

- полная себестоимость товарной продукции по элементам затрат;

- затраты на 1 рубль товарной продукции;

- себестоимость отдельных видов товаров;

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости продукции (работ, услуг). В составе себестоимости различают группы затрат, которые детализируются по отдельным видам затрат [27,c.29].

Структура себестоимости и ее величина оказывают прямое влияние на

прибыль, размер и уровень цен, экономическую эффективность отдельных организационно-экономических и технических мероприятий.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции [27,с.31].

Основными задачами анализа себестоимости продукции и услуг являются:

1. Определение правильности отнесения на издержки производства различных видов затрат, калькулирования себестоимости продукции;

2. Оценка обоснованности и напряженности бизнес-плана по себестоимости продукции и услуг;

3. Установление динамики важнейших показателей себестоимости;

4. Оценка динамики себестоимости разрезе элементов затрат, себестоимости отдельных видов продукции, затрат по отдельным производственным подразделениям;

5. Выявление резервов снижения себестоимости продукции и определение путей их мобилизации.

Анализ себестоимости отображена на основе данных в (табл. 2.2.)

Таблица 2.2. – Изменение структуры затрат на производство, тыс.руб

Показатели Год Абсолютный Относительный прирост Структура, %
прирост
2015-2014 2016-2015 2016-2014 2015- 2016- 2016-
Материальные затраты 65 152 52 241 47 290 -12911 -4951 -17862 -19,82 -9,48 -27,42 32,54% 33,80% 31,83%
Расходы на оплату труда 50 383 49 204 50 011 -1179 -372 -2,34 1,64 -0,74 25,17% 31,83% 33,66%
Отчисления на социальные мероприятия -149 -0,92 1,91 0,97 8,06% 10,34% 10,96%
Амортизация -20297 -2557 -22854 -69,08 -28,14 -77,78 14,68% 5,88% 4,39%
Прочие операционные расходы -11086 -10670 -28,32 1,48 -27,26 19,55% 18,15% 19,16%
Всего 200 195 154 573 148 593 -45 622 -5 980 -51 602 -120,48 -32,59 -132,22 100,00% 100,00% 100,00%

Анализируя структуру затрат деятельности предприятия было выявлено, что большую часть затрат составляют:

- материальные затраты;

- расходы на оплату труда;

- отчисления;

- административные расходы.

Прочие операционные расходы играют незначительную роль. К 2016 году материальные расходы холдинговой компании сократились на 17 862 тыс. руб. Это обусловлено более рациональным использованием топлива и смазочных материалов. Также повлияла на уменьшение затрат продажа нескольких грузовых автомобилей. Расходы на оплату труда и социальные отчисления практически неизменны, так как ООО "Агро-транс" стремилась сохранить численность работников.

Изменение в структурном соотношении, показывает как положительную тенденцию темпов прироста на 2016 г., но не больше чем соотношение по сравнению с 2014 г., (рис. 2.1):

Анализ финансовых результатов предприятия - student2.ru

Рис.2.1. - Диаграмма структуры затрат на производство 2016 г., в процентном соотношении

Анализ финансовых результатов предприятия - student2.ru .

Рис. 2.2. - Диаграмма структуры затрат на производство 2014 г., в процентном соотношении

Анализ финансовых результатов предприятия - student2.ru

Рис. 2.3. - Диаграмма структуры затрат на производство 2014 г., в процентном соотношении

Исходные диаграммы показывают, в первую очередь изменения в процентном отношении, амортизационных показателей с сопоставимыми 2016 г. к 2014 г., показатель снизился, такая же тенденция наблюдается в 2016 г. с сопоставимым 2015 годом.

Затраты на 1 рубль товарной услуги является важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Анализ затрат на 1 рубль товарной услуги проведён на основе (табл. 2.4.).

Таблица 2.4.– Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции

Год Затраты на 1 рубль товарной продукции Темп роста по сравнению с предшествующим годом, %
0,94 -
0,95 1,011
0,86 0,905

Рассчитаем затраты на 1 руб. выручки используя формулу и рассмотрим данные в (табл. 2.5.):

Затраты на 1 руб. = Полная себестоимость РП/Выручка от продаж

Затраты на 1 руб. 2014 = 148593/157439 = 0,94;

Затраты на 1 руб. 2015 = 155113/163618= 0,95;

Затраты на 1 руб. 2016 = 200195/233099 = 0,86.

Таблица 2.5. – Показатели рентабельности предприятия

Показатели
Рентабельность продукции 0,16 0,06 0,06
Рентабельность продаж 0,05 0,03 0,03

По результатам (табл. 2.5) можно сделать выводы, что в 2015 году снизились затраты на 1 руб. выручки по отношению к 2013 году. Затраты на 1 рубль продукции зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию услуг и от изменения стоимости произведенных услуг.

Анализируя финансовую структуру деятельности предприятия, можно сделать вывод, о том, что на данный период 2016 г. деятельность предприятия претерпела спад финансовых показателей, поскольку нестабильная ситуация и разрыв связей с сотрудниками холдинговых компаний на период 2015 г. был прерван. Показатели изменения структуры финансовой деятельности, показывают низкий уровень прироста.

Для дальнейшего развития деятельности предприятия, необходимо провести стратегию по повышению финансовой эффективности деятельности предприятия для улучшения будущего развития.

Наши рекомендации