Порядок открытия и ведения счетов предприятия
Открытие, закрытие и переоформление банковских счетов регламентируется Инструкцией о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2007 г. № 127). Инструкция вступила в силу со 2 ноября 2007 г. С этого момента утратили силу Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000 г. № 24.12).
Организации имеют право открывать следующие счета:
§ текущий (расчетный);
§ благотворительный;
§ временный;
§ корреспондентский;
§ карт-счет;
§ счет для размещения вкладов (депозитов);
§ доверительный (трастовый) счет.
Текущий (расчетный) банковский счет открывается для хранения денежных средств владельца счета и зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполнения поручений владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета.
Организации вправе открывать необходимое им количество банковских счетов. Однако в зависимости от цели открытия второго и последующих текущих (расчетных) счетов, валюты счета и субъекта, его открывающего, установлены различные условия для его открытия.
Благотворительный счет открывается юридическим и физическим лицам для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований.
Временный счет открывается юридическим лицам:
§ для строительства ими объекта на срок до ввода объекта в эксплуатацию;
§ для формирования уставного фонда – учредителю создаваемой коммерческой организации, уполномоченному другими учредителями;
§ для увеличения уставного фонда созданной коммерческой организации;
§ в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Корреспондентский счет открывается для хранения денежных средств организации, зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, выполнения поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Карт-счет открывается физическим и юридическим лицам для отражения операций, осуществляемых ими с использованием банковских пластиковых карточек.
Счет для размещения вкладов (депозитов) открывается по договору банковского вклада для принятия от вкладчика денежных средств. По поручению вкладчика вкладополучатель в соответствии с договором производит безналичные расчеты и выплачивает начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором.
Доверительный (трастовый) счет открывается вверительно на основании договора доверительного (трастового) счета. Порядок открытия и закрытия доверительного (трастового) счета, определения документов, представляемых для этого доверителем, банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют самостоятельно с учетом требований законодательства и на основании их локальных нормативных актов.
Банковские счета закрываются только в том случае, если на денежные средства, находящиеся на этих счетах не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по банковскому счету (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), отсутствует задолженность по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет и ФСЗН, за исключение случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Банковский счет закрывается по заявлению владельца счета, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством или договором банковского счета.
Для закрытия банковского счета по заявлению его владельца в банк предоставляются:
§ заявление на закрытие банковского счета;
§ справка органов ФСЗН об отсутствии задолженности фонду;
§ документ, подтверждающий отсутствие задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве;
§ справка инспекции МНС об отсутствии задолженности владельца счета по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет.
Переоформление счетов производится в следующих случаях, предусмотренных Инструкцией, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2007 г.:
§ изменение сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета;
§ изменение номеров банковских счетов;
§ в случае реорганизации банка;
§ изменение номеров банковских (лицевых) счетов при переходе владельца счета на обслуживание в другое обособленное подразделение банка по собственной инициативе;
§ открытие в отношении владельца счета конкурсного или ликвидационного производства;
§ прекращение конкурсного или ликвидационного производства;
§ иные случаи, предусмотренные действующим законодательством.
31. Порядок оформления расчетных документов
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
· распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
· распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.
Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
· наименование расчетного документа и код формы
· номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
· вид платежа;
· наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский иден-тификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;
· сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
· очередность платежа;
· вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в РБи кредитных организациях, расположенных на территории РБ;
-подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» в расчетных документах на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной систем РБ , взыскание недоимок по налогам и пеней, а также сумм налоговых санкций за нарушение налогового законодательства на основании решений судебных органов заполняются с учетом требований, установленных Министерством финансов РБ и Министерством РБ по налогам и сборам .
Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.
Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре одной подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, без проставления оттиска печати либо с оттиском печати, если она имеется и заявлена в указанной карточке.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
· платежные поручения;
· аккредитивы;
· чеки;
· платежные требования;
· инкассовые поручения.
32. Расчеты, основанные на зачете взаимных требований
Расчеты, основанные на зачете взаимных требовании
Расчеты, основанные на зачете взаимных требований, используются при имеющихся взаимных задолженностях друг другу. Взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и на разницу производится платеж в установленном порядке.
Взаимные расчеты бывают разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчетов устанавливаются соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждениями банка.
Зачет может быть учтен по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счета 62 или через счет 76. Последние изменения в бухгалтерском учете существенно ограничивают возможности применения такого вида зачетов, указывая на необходимость применения обычных схем учета.
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком-покупателем на основе специального документа - векселя.
Вексель - ценная бумага, представляющая собой письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающая его владельцу бесспорное право требовать от должника уплаты суммы обязательства.
Существует два вида векселей:
• простой (соло) - это обязательство должника уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя через установленный срок или по его требованию;
• переводной (тратта) - это указание векселедателя-кредитора плательщику уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя через установленный срок или по требованию