Раздел 4. Кадры, заработная плата, социальная политика.
Таблица 25
По состоянию на 31.12.2014 года списочная численность персонала составляет 264 человека. За отчетный период численность увеличилась на 7% (на начало года было 246 человек). При этом коэффициент текучести кадров составил 42% (за 2014 года уволено 105 человек).
Одной из важнейших причин высокой текучести кадров является низкий уровень социальной защищенности сотрудников.
В обществе в настоящее время действует минимальный размер оплаты труда в размере 2 300 руб., установленный Коллективным договором с 01.01.2008 г. Заработная плата с указанного выше периода не пересматривалась.
Фактическая среднемесячная заработная плата работников по итогам 2014 года снизилась на 4%, при этом по основной деятельности (авиаперевозки) снижение на 4%, по прочей деятельности (АПК) она выросла на 3%.
Причина: в 1 полугодии 2014 года были начислены и выплачены единовременные пособия при увольнении и компенсации отпусков в размере – 6 062,6 тыс.руб. Уволенные были вновь приняты.
Выплаты из прибыли снизились на 60%, за счет снижения данных выплат по управлению на 78%, по летной службе – на 26%, при этом по АПК данные выплаты увеличились на 30%.
Раздел 5. Существенные риски
Отраслевые риски
Российский рынок авиаперевозок характеризуется растущими затратами на закупку авиационных горюче-смазочных материалов (ГСМ), сезонностью спроса, дефицитом квалифицированного персонала и значительным влиянием макроэкономических факторов (уровень жизни населения, степень деловой активности и т.д.)
В России действует федеральная программа субсидирования авиаперевозок внутри страны. Распределение бюджетных средств данной программы происходит ежегодно на конкурсной основе. Общество подвержено высокому риску недополучения запланированного объема финансирования. При отсутствии господдержки – отсутствие возможности самостоятельно финансировать социально-значимые рейсы при сохранении прежнего уровня тарифов.
К рискам, связанным с деятельностью Общества за пределами РФ, относятся нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация, эпидемии.
Инфляционные риски
Инфляционному риску сопутствует обесценение ожидаемых доходов в условиях постоянного кассового разрыва при неизменном росте соответствующих расходов общества, состоящих из продукции ежедневного потребления (авиаГСМ, товаров для обеспечения питанием на пассажирских линиях и пр.). Расходы на авиаГСМ составляют более 30% в общей доле расходов, поэтому колебания цены существенно влияет на совокупные расходы общества. Увеличение данных расходов может отразиться в повышении тарифов, которая не окажет значительного влияния на ликвидность Общества из-за незначительной доли в структуре доходов (основная доля – 57,7 % составляют субсидии).
Валютные риски
Общество ведет внешнеторговые операции и подвержено валютному риску, возникающему вследствие изменения курсов валют, главным образом доллара США и евро. Валютный риск возникает в период между заключением контракта и фактическим расчетам по нему. Снижение данного уровня риска контрактами не предусмотрено.
По отношению к 31.12. 2013 года курс доллара увеличился на 71,9%, евро – на 52%.
Процентные риски
Авиационная отрасль в силу капиталоемкости традиционно испытывает нехватку оборотных средств. Общество пользуется инструментом банковского кредита. Общество использует кредитные инструменты с фиксированной процентной ставкой, однако, неблагоприятные изменения на отечественном рынке кредитования, в частности, повышение процентных ставок, могут привести к увеличению расходов по обслуживанию долга и, соответственно, к снижению рентабельности.
Общество снижает процентные риски путем размещения свободных денежных средств на срок от одного дня, по ставке кредитной организации (в виде неснижаемого остатка ).
Кредитные риски
У Общества существует риск возникновения убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты своих финансовых обязательств. Данный риск сложно минимизировать в связи с тем, что основное поступление доходов от пассажирских перевозок осуществляется из средств федерального и регионального бюджетов. Кассовый разрыв составляет от 60 до 90 дней, в связи с обязательной предоплатой по обеспечению рейсов и фактическому получению денежных средств из бюджетов по возмещению данных расходов.
У Общества высокая зависимость от краткосрочных кредитов - несвоевременной оплаты платежей поставщикам, что, в конце концов, приводит к кризису притока денежных средств, увеличению расходной части по возникшим штрафным санкциям за несвоевременное исполнение договорных обязательств по оплате данной кредиторской задолженности.
Риски ликвидности
Общество подвержено риску ликвидности - за счет разбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков во времени, подразумевающему неспособность Общества выполнять свои обязательства по отношению к контрагентам. Для снижения риска финансовой службой общества проводится бюджетирование, с целью выявления возможного дефицита и своевременного привлечения краткосрочного финансирования.