Цели, задачи, методика проведения анализа и аудита формирования оборотных активов

Основная цель анализа - своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования. А также: выявление факторов, влияющих на показатели оборачиваемости и длительности одного периода, количественное измерение их влияния; определение влияния оборачиваемости оборотных активов на финансовое состояние предприятия.

Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Такое влияние объясняется тем, что со скоростью оборота средств связаны:

- минимально необходимая величина авансированного (задействованного) капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (проценты за пользованием кредитами банков, дивиденды по акциям и др.);

- потребность в дополнительных источниках финансирования и плата за них;

- сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением;

- величина уплачиваемых налогов и др.[10,с.148].

Отдельные виды активов предприятия имеют различную скорость оборота.

Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия (в большинстве случаев оборачиваемость средств на малых предприятиях значительно выше, чем на крупных, - в этом одно из основных преимуществ малого бизнеса) и ряд других.

Текущее расходование денежных средств и их поступления, как правило, не совпадают во времени, в результате у предприятия возникает потребность в большем или меньшем объеме финансирования в целях поддержания платёжеспособности. Чем ниже скорость оборота оборотных активов, тем больше потребность в финансировании.

Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определённые ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены в первую очередь способностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборотным капиталом, предприятие получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность. Поэтому, управление оборотными активами рассматривается как один из способов удовлетворения потребности в капитале.

В целях управления оборотными активами используются показатели их оборачиваемости анализ показателей оборачиваемости, хотя они и являются скорее подтверждающими конкретное мнение, чем основополагающим доводом для принятия управленческого решения.

Поскольку оборотные активы включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия.

Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или ее отсутствием). Действительно, в зависимости от применяемой ценовой политики, структуры активов, методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.

Методика анализа оборотных активов включает в себя следующие этапы:

1) Анализ объема, состава, структуры и динамики оборотных активов

2) Анализ абсолютных и относительных показателей оценки ликвидности

3) Расчет и анализ общих и частных показателей оборачиваемости

4) Изучение эффективности использования оборотных активов[21,с.172].

Основным поставщиком информации для анализа оборотных активов является бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах организации.

1 этап. Анализ объема, состава, структуры и динамики оборотных активов. Анализ оборотных активов предприятия начинается с изучения их объема, состава, структуры и динамики (таб.1). При этом в зависимости от обслуживания сферы воспроизводства оборотные активы делятся на две основные группы:

1) Оборотные производственные фонды: производственные запасы (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов и налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям.

2) Фонды обращения: готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы.

По итогам расчетов делаются выводы о влиянии изменений величин отдельных элементов оборотных активов на отклонение их общей суммы, а также о степени рациональности структуры оборотных активов (наиболее рациональная, в целом рациональная, нерациональная) и причинах ее изменения.

При этом в качестве негативных явлений следует рассматривать опережающие темпы роста величины и удельного веса незавершенного производства (так как это является косвенным признаком неритмичности производственного процесса), а также величины и удельного веса дебиторской задолженности (так как все большее отвлечение оборотных активов из оборота, хотя и временное, не способствует повышению эффективности операционной деятельности предприятия).

2 этап. Анализ абсолютных и относительных показателей оценки ликвидности предприятия. На данном этапе рассчитываются и анализируются абсолютный и относительные показатели оценки ликвидности предприятия, позволяющие произвести оценку способности компании выполнять краткосрочные обязательства и осуществлять непредвиденные расходы, поскольку именно оборотные активы рассматриваются в качестве платежных средств для покрытия краткосрочных обязательств.

Абсолютный показатель оценки ликвидности предприятия – чистые оборотные активы, показывающие сумму оборотных активов, которые останутся у предприятия после погашения за их счет всех краткосрочных обязательств, и рассчитывающиеся по следующей формуле:

Rоб = ОБ – КО, (1.1)

где, Rоб - чистые оборотные активы;

ОБ - оборотные активы;

КО - краткосрочные обязательства (стр. 1500 - стр. 1530 - стр. 1540 форма №1).

Рекомендуемое значение показателя больше нуля, поскольку в самом общем случае у предприятия после оплаты всех краткосрочных обязательств должны остаться оборотные средства для продолжения осуществления текущей операционной деятельности.

Относительные показатели оценки ликвидности – коэффициенты ликвидности, характеризующие обеспеченность краткосрочных обязательств, оборотными активами в целом и отдельными их элементами.

Анализ показателей, характеризующих ликвидность предприятия, как правило, ведется в динамике, в сопоставлении с рекомендуемыми значениями и с среднеотраслевыми данными. По итогам анализа делается вывод о достаточности (недостаточности) сумм оборотных активов в целом и отдельных их элементов для покрытия краткосрочных обязательств организации.

3 этап. Расчет и анализ общих и частных показателей оборачиваемости оборотных активов. Общие показатели оборачиваемости отражают интенсивность использования оборотных активов предприятия в целом, а частные показатели оборачиваемости – отдельных их видов.

В качестве общих показателей оборачиваемости оборотных активов предприятия выделяются:

1) Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (оборачиваемость оборотных активов в разах), который характеризует скорость оборота оборотных активов и показывает количество оборотов, совершаемое оборотными активами за период, и рассчитывается по формуле:

Коб = ВРн/ОБср, (1.2)

где,

Коб - коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

ВРн - выручка (нетто) от продаж;

ОБср - средние остатки оборотных активов за период.

2) Средняя продолжительность одного оборота оборотных активов (оборачиваемость оборотных активов в днях), характеризующая длительность оборота оборотных активов, показывающая среднее время пребывания оборотных активов в процессе кругооборота в днях и определяемая по формуле:

Тоба = (ОБср x Д) / ВРн = ОБср / ВРд, (1.3)

где, Тоба - средняя продолжительность одного оборота оборотных активов (в днях);

ВРн - выручка (нетто) от продаж;

ОБср - средние остатки оборотных активов за период;

Д - число дней в периоде;

ВРд - среднедневная выручка (нетто) от продаж.

Как видно из вышеприведенных формул, коэффициент оборачиваемости и средняя продолжительность одного оборота оборотных активов обратно пропорциональны, т.е. чем выше скорость оборота оборотных активов, тем меньше его длительность. Иными словами, интенсификация использования оборотных активов предполагает повышение первого показателя и соответственно понижение второго.

3) Экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных активов, который характеризует их высвобождение из оборота в результате повышения его скорости или их дополнительное привлечение в оборот в результате замедления его скорости и рассчитывается следующим образом:

(+/-)Э = (Тоба1 - Тоба0) x ВРд1, (1.4)

где, (+/-)Э - величина экономического эффекта от изменения оборачиваемости оборотных активов;

Тоба1 и Тоба0 - средняя продолжительность одного оборота оборотных активов (в днях) в отчетном и предыдущем периодах соответственно;

ВРд1 - среднедневная выручка (нетто) от продаж в отчетном периоде.

При этом могут иметь место три следующие ситуации, связанные со значением экономического эффекта от изменения оборачиваемости оборотных активов:

Тоба1 < Тоба0 > (+/-)Э < 0, т.е. произошло высвобождение оборотных активов из оборота в результате повышения интенсивности их использования;

Тоба1 > Тоба0 > (+/-)Э > 0, т.е. произошло дополнительное привлечение оборотных активов в оборот в результате понижения интенсивности их использования;

Тоба1 = Тоба0 > (+/-)Э = 0, т.е. не произошло высвобождение или дополнительное привлечение оборотных активов в оборот, поскольку интенсивность их использования осталась на прежнем уровне[15,с.143].

Высвобождение оборотных активов предприятия из оборота следует рассматривать как позитивное явление, поскольку стала требоваться их меньшая сумма для обеспечения данного уровня текущей деятельности коммерческой организации, дополнительное привлечение оборотных активов в оборот – как негативное явление, так как для обеспечения данного уровня текущей деятельности коммерческой организации стала требоваться их большая сумма.

К частным показателям оборачиваемости оборотных активов относятся показатели оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, запасов и дебиторской задолженности. Они характеризуют интенсивность использования перечисленных видов оборотных активов и могут рассчитываться как в разах, так и в днях[11,с.196].

Оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (краткосрочные финансовые вложения прибавляются к денежным средствам, поскольку являются своеобразным их резервом) в разах и днях показывает соответственно скорость и длительность их оборота и определяется по формулам:

Одс,кфв = ВРн / (ДС + КФВ)ср , (1.5)

Тдс,кфв = (ДС + КФВ)ср x Д / ВРн, (1.6)

где, Одс, кфв - оборачиваемость в разах (коэффициент оборачиваемости) денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;

Тдс, кфв - оборачиваемость в днях (средняя продолжительность одного оборота) денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;

ВРн - выручка (нетто) от продаж;

(ДС + КФВ) ср - средние остатки денежных средств и краткосрочных финансовых вложений за период;

Д - число дней в периоде.

Оборачиваемость запасов в разах и днях показывает соответственно скорость и длительность их оборота и определяется по формулам:

Оз = СПР / Зср, (1.7)

Тз = Зср x Д / С, (1.8)

где,Оз - оборачиваемость в разах (коэффициент оборачиваемости) запасов;

Тз - оборачиваемость в днях (средняя продолжительность одного оборота) запасов;

С - себестоимость товаров, работ или услуг;

Зср - средние остатки запасов за период.

Оборачиваемость дебиторской задолженности в разах и днях показывает соответственно скорость и длительность ее оборота и определяется по формулам:

Одз = ВРн / ДЗср, (1.9)

Тдз = ДЗср x Д / ВРн, (1.10)

где,Одз - оборачиваемость в разах (коэффициент оборачиваемости) дебиторской задолженности;

Тдз - оборачиваемость в днях (средняя продолжительность одного оборота) дебиторской задолженности;

ДЗср - средние остатки дебиторской задолженности за период.

Показатели оборачиваемости оборотных активов имеют отраслевую специфику, и поэтому у них отсутствуют универсальные рекомендуемые значения. Разработка рекомендуемых значений для показателей оборачиваемости возможна в рамках той или иной отрасли экономики.

Анализ показателей оборачиваемости оборотных активов ведется в динамике, в сопоставлении с данными аналогичных предприятий (принадлежащих той же отрасли) и среднеотраслевыми значениями. По итогам анализа делается вывод об уровне интенсивности использования оборотных активов коммерческой организации (высокая, средняя, низкая) и причинах ее изменения.

4 этап. Изучение эффективности использования оборотных активов предприятия. На завершающем этапе анализа оборотных активов проводится анализ эффективности их использования, характеризуемой коэффициентом рентабельности оборотных активов, рассчитываемым по формуле:

Роба = ПР / ОБср, (11)

где, Роба - коэффициент рентабельности оборотных активов;

ПР - прибыль от продаж;

ОБср - средние остатки оборотных активов за период.

Данный коэффициент показывает, сколько рублей прибыли от продаж зарабатывает предприятие с каждого рубля, вложенного в его оборотные активы.

Коэффициент рентабельности оборотных активов имеет отраслевую специфику, поэтому у него отсутствуют универсальные рекомендуемые значения. Разработка рекомендуемых значений для коэффициента рентабельности оборотных активов возможна в рамках той или иной отрасли экономики.

Анализ коэффициента рентабельности оборотных активов ведется в динамике, в сопоставлении с данными аналогичных предприятий (принадлежащих той же отрасли) и среднеотраслевыми значениями. По итогам анализа делается вывод об уровне эффективности использования оборотных активов коммерческой организации (высокая, средняя, низкая) и причинах ее изменения[10,с.124].

По окончании анализа оборотных активов предприятия на основании систематизации промежуточных результатов анализа делается общий вывод о степени рациональности их структуры, достаточности для покрытия краткосрочных обязательств, уровне интенсивности и эффективности использования.

Аудиторская проверка оборотных активов включает проверку:

- производственных запасов;

- затрат на производство для целей бухгалтерского учета;

- расходов будущих периодов;

- незавершенного производства;

- прочих запасов и затрат;

- налога на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям;

- денежных средств;

- готовой продукции (товаров, работ, услуг);

- прочих оборотных активов.

План аудиторской проверки включает следующие аспекты:

Аудит производственных запасов — проверка правильности оформления материалов инвентаризации производственных запасов и отражения результатов инвентаризации в учете, определения и списания на издержки стоимости израсходованных материально-производственных запасов; проведения мероприятий по расчету предельного норматива расхода материально-производственных запасов на 1 рубль объема реализации услуг, а также по факторного анализа фактических отклонений от него;

- правильности синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов;

- соответствия используемых предприятием способов оценки по отдельным группам материальных ценностей при их выбытии способам, предусмотренным учетной политикой;

- правильности порядка списания отклонений фактических расходов по приобретению материальных ценностей от их учетной цены (при использовании счетов 15 и 16);

- правильности порядка списания торговой наценки, относящейся к проданным товарам;

- правильности оценки материалов в учете, применения первичных документов по учету материалов и их оформления;

- организации работы складского хозяйства;

- анализ процедуры назначения материально ответственных лиц;

- проверка правильности учета неотфактурованных поставок и материальных ценностей, находящихся в пути, учета операций по реализации и иному выбытию материалов, произведения списания материалов в случае их порчи и недостачи;

- анализ материалов инвентаризации материальных ценностей;

- проверка правильности учета операции с тарой, учета товарно-материальных ценностей, принятых (переданных) на ответственное хранение, учета материалов, принятых на переработку, и т.д.

Аудит готовой продукции и товаров, работ и услуг (счета 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и т.п.) — это краткая характеристика методики количественного учета готовой продукции; проверка первичных документов, используемых при учете готовой продукции, организации бухгалтерского учета готовой продукции, правильности стоимостной оценки готовой продукции, правильности отражения в учете отгрузки готовой продукции), расходов на продажу, товаров отгруженных.

Аудит денежных средств (счета 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59) — это проверка кассовых операций, операций по расчетным счетам, операций по валютным счетам, операций по специальным счетам, в том числе специальным расчетным счетам, денежных средств в пути.

Аудит финансовых вложений — это проверка правильности оформления материалов инвентаризации финансовых вложений и отражения результатов инвентаризации в учете, состава финансовых вложений по данным первичных и учетных регистров; оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений; определение рентабельности финансовых вложений; проверка правильности отражения в учете операций с финансовыми вложениями; подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями, резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, денежных документов.

Аудит затрат для целей бухгалтерского учета — это проверка и подтверждение достоверности отчетных данных о фактической себестоимость продукции (работ, услуг); анализ выполнения плана по себестоимости продукции (работ, услуг); проверка исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) по статьям затрат, оговариваемым отраслевыми инструкциями по учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции).

Аудит расходов будущих периодов — это проверка и подтверждение правильности отнесения расходов к расходам будущих периодов).

Аудит кассовых операций — это проверка и подтверждение правильности оформления инвентаризации кассы и отражения в учете, соответствия законодательству по соблюдению кассовой дисциплины; проверка и подтверждение правильности операций по расчетным счетам, оформления инвентаризации остатков по счетам и отражения результатов в учете.

Аудит операций по валютным счетам — это проверка и подтверждение правильности оформления инвентаризации остатков по валютным счетам и отражения в учете; соблюдения валютного законодательства по операциям с валютой.

Программа аудита оборотных активов включает в себя детальную проверку отдельных статей оборотных активов. При этом используются рабочие документы двух видов: распорядительные, в которых указаны детали выполнения специальных процедур и которые обязательны для выполнения, и свободные, которые заполняются аудитором произвольно, исходя из ситуации.

Аудиторские процедуры по проверке оборотных активов:

- участие в инвентаризации оборотных активов (проведение опроса; наблюдение за работой комиссии по инвентаризации;

- проверка правильности оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете);

- формирование выводов.

Рабочие документы аудитора: опросный лист для наблюдения за инвентаризацией оборотных активов (материально-производственных запасов, незавершенного производства, денежных средств); протокол наблюдения за проведением инвентаризации; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита.

Аудиторские процедуры по проверке производственных запасов: проведение опроса; если в организации проводилась переоценка оборотных активов, оценка ее результатов и проверка правильности отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете (сырье, материалы, полуфабрикаты и другие аналогичные ценности; горюче-смазочные материалы; спецодежда, инвентарь и хозяйственные принадлежности; товары для перепродажи; готовая продукция; тара; товары отгруженные).

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки материально-производственных запасов; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита.

Аудиторские процедуры по проверке материально-производственных запасов: ознакомление с опросным листом по планированию проверки материально-производственных запасов; изучение структуры материально-производственных запасов; проверка операций на соответствие положениям ПБУ 5/01, действующим методическим рекомендациям и учетной политике, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете; проверка правильности оценки объектов материально-производственных запасов в учете при приобретении и при выбытии; проверка правильности оформления и отражения в учете операций поступления выбытия материально-производственных запасов; проверка на наличие и соблюдение утвержденных норм; проверка правильности порядка списания отклонений фактических расходов по приобретению материально-производственных запасов от их учетной цены (при использовании счетов 15 и 16); проверка правильности порядка списания торговой наценки, относящейся к проданным товарам (при учете товаров по продажным ценам); арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса; проверка первичных документов, пересчет и другие аналитические процедуры; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки материально-производственных запасов; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке материально-производственных запасов.

Аудиторские процедуры проверки расходов будущих периодов: ознакомление с опросным листом по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности в части расходов будущих периодов; проверка правильности, полноты, своевременности учета и списания расходов будущих периодов, соответствия операций ПБУ, гл. 25 НК РФ, положениям принятой учетной политики; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса, регистров налогового учета для формирования налогооблагаемой базы по прибыли; формирование выводов по результатам проверки.

Аудиторские процедуры проверки незавершенного производства: ознакомление с опросным листом по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности в части незавершенного производства; проверка правильности, полноты, своевременности формирования расходов незавершенного производства, соответствия операций ПБУ, гл. 25 НК РФ, положениям принятой учетной политики; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса, регистров налогового учета для формирования налогооблагаемой базы по прибыли; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности — в части незавершенного производства.

Аудиторские процедуры проверки прочих запасов и затрат: изучение структуры и анализ прочих запасов и затрат; проверка операций на соответствие законодательству, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете в составе прочих запасов и затрат; проверка правильности оценки в учете объектов активов при приобретении и при выбытии; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора указываются по каждому разделу аудита.

Аудиторские процедуры проверки НДС по приобретенным ценностям: проверка на соответствие сумм НДС, отраженным в активах организации, данным о кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам и затратам, учтенным в составе незавершенного строительства; формирование выводов по результатам проверки. Рабочие документы аудитора указываются по каждому разделу аудита.

Аудиторские процедуры по проверке денежных средств (касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, денежные средства в пути): проведение опроса; ознакомление с опросным листом по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами; проверка соответствия данных Главной книги и аналитического учета, оформление первичных документов, структура расходной и доходной части, соответствие учета Порядку ведения кассовых операций, законодательству; проверка своевременности, правомерности и правильности отражения в учете и отчетности курсовых разниц; проверка соблюдения валютной дисциплины; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части денежных средств; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части денежных средств.

Аудиторские процедуры по проверке прочих оборотных активов: изучение структуры и анализ прочих оборотных активов; проверка операций на соответствие законодательству, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете в составе прочих оборотных активов; проверка правильности оценки в учете объектов активов; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора указываются по каждому разделу аудита.

На основе выводов делаются предложения о необходимых изменениях в бухгалтерском учете и отчетности.


Наши рекомендации