ФСФР России контролирует рынок ценных бумаг и профессиональных участников на этом рынке.
Минфин России является органом, ответственным за выработку государственной политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, контроля над драгоценными металлами, за инвестированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии и т.д. Министерство также контролирует Федеральную службу страхового надзора, которая занимается страховыми компаниями.
Банк России занимается защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы РФ, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, контролем за деятельностью банков [27, с. 41].
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, разработки и реализации ведомственных целевых программ, подготовки сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как видно из представленных данных, государственное регулирование финансового рынка осуществляется не по функциональному признаку, а по группам финансовых институтов, что в условиях интеграционных процессов и унификации функций участников рынка затрудняет развитие отечественного финансового рынка.
Обобщая вышесказанное, в настоящее время государство выступает субъектом регулирования и управления финансовым рынком в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями. Однако требуется дальнейшая работа по совершенствованию государственного регулирования финансового рынка, в том числе за счет создания финансового мегарегулятора
По результатам изучения понятия и структуры финансового рынка можно сделать следующие выводы:
Финансовый рынок представляет собой совокупность отношений, возникающих на основании создания финансовых активов и обмена ими. Предметом сделок, совершающихся на финансовом рынке, являются ценные бумаги и деньги, которые могут быть проданы, куплены, либо предоставлены во временное пользование. Финансовый рынок выполняет целый ряд функций, важнейшими из которых является создание условий для обмена денежными средствами, обеспечения кредитами, а также мобилизации капитала.
Структура финансового рынка определяет структуру своих институтов и его участников. В структуру финансового рынка входит валютный рынок, срочный рынок, страховой рынок, рынок драгоценных металлов, денежный рынок и рынок капитала (фондовый рынок).
Государственное регулирование финансового рынка – это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.
Государственное регулирование финансового рынка в России в настоящее время затруднено по причине очень большого количества нормативно – правовых актов и регулирующих ведомств. В связи с этим в настоящее время очень актуален вопрос создания макрорегулятора финансового рынка. Это организация, которая осуществляет регулирование большинства сегментов финансового рынка: банковский рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д. Эта структура способна обеспечить единообразное регулирование финансового рынка, в отличие от различных организаций, которые в настоящее время регулируют отдельные сегменты финансового рынка в России.