Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.

Можно выделить основные причины кризиса:

• "Раздутость" рынка, выраженная в отсутствии в большинстве случаев обеспечения у обращаемых ценных бумаг, в т.ч. ГКО;

• Финансовые пирамиды;

• Низкая платежеспособность участников рынка (кризис неплатежей);

• Кризис доверия со стороны иностранных участников, спровоцированный крупным финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в 1997 году;

• Несовпадение динамики пассивов и активов банков (депозитные и кредитные ставки);

• Снижение доходных статей министерства финансов (налоги).

Последствия кризиса 1998 года сказываются до сих пор.

Основной задачей сейчас является формирование антикризисного управления, качественные изменения инфраструктуры рынка, развитие реального сектора экономики и недопущение дисбаланса между реальным и финансовым секторами, стабилизация валютного курса, развитие системы страхования вкладов и т.п. Развитие банковского сектора на современном этапе сопровождается серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные: рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования и сохранение низкого уровня капитализации банков.

Одним из существенных рисков для финансовой стабильности банковской системы является большой объем внешнего долга. Общий объем внешней задолженности банков по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 166 млрд. долл., из которых 53 млрд. долл. должна была быть погашено в 2009 г. Всего за счет иностранных пассивов было сформировано в начале 2009 г. свыше 16 % банковских активов. В течение 2009 г. банкам удалось рефинансировать около 50 % выплат по внешнему долгу, часть выплат была перенесена на 2010 г.

По состоянию на начало 2010 года внешний долг банков оценивается в 125 млрд. долл., иностранные пассивы составляют 12 % от совокупных пассивов банковского сектора. При этом в 2010 г. банкам предстоит выплатить около 14 млрд. долл., или четверть от объема внешней задолженности.

В 2009 г. на погашение внешних займов и кредитов Банка России банки потратили более 3 трлн. руб. Это на 20 % превысило объем средств, привлеченных в прошлом году от предприятий и населения. Планируется, что в 2010 г. на эти цели будет использовано около 1.3 трлн. руб. (в случае если будут погашены все кредиты Банка России, кроме кредита Сбербанку и рефинансирование внешних займов останется на уровне 4-ого квартала 2009 г.).

Низкий уровень капитализации банковской системы России является следствием, в частности, следующих причин макроэкономического характера:

а) наблюдавшегося в период 90-х годов падения промышленного производства, низких темпов роста ВВП, уменьшения объёма инвестиций, высокой инфляции, уменьшения прямого государственного участия в увеличении капитала банковской системы, а также ряда других факторов;

б) радикального сжатия реальной денежной массы в эти же годы в результате проводившейся либерализации цен, приведшей к тому, что рост цен значительно обогнал увеличение денежной массы.

В условиях развития и трансформации экономики государственное регулирование финансового рынка обеспечивает целостность, сбалансированность и устойчивость всей финансовой системы страны.

Объектами государственного регулирования финансового рынка являются:

· российские фондовые биржи;

· паевые инвестиционные фонды (ПИФ, ЗПИФ);

· пенсионные фонды;

· страховые компании;

· кредитные организации;

· инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

Косвенное государственное регулирование финансового рынка заключается в осуществлении налоговой и денежной политики, управлении государственной собственностью, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета и т. д. [9, с. 32].

Регулирование российского финансового рынка в настоящее время осуществляет несколько ведомств:

1. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ);

2. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);

3. Федеральная антимонопольная служба (ФАС);

4. Федеральная служба страхового надзора (ФССН);

5. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России);

6. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития).

Современная система распределения функций на финансовом рынке обобщенно выглядит следующим образом.

Наши рекомендации