Сущность, задачи и принципы антикризисного управления

В условиях рыночной экономики предприятия, занимающиеся различными видами деятельности, испытывают необходимость в эффективных механизмах управления. С одной стороны такие механизмы должны быть нацелены на снижение рисков банкротства предприятия, а с другой – на уменьшение ущерба от взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами, которые, в свою очередь, также подвержены риску банкротства.

Кризис российской экономики, протекающий в настоящее время, отмечен тенденциями снижения управленческой роли государства регрессом производственной деятельности практически во всех отраслях экономики, снижением уровня жизни населения. Все перечисленные факторы требуют осуществления разработки новых организационно-экономических механизмов, которые будут соответствовать экономическим условиям нашей страны в нынешнее время.

Последствия мирового финансового кризиса обеспечили неблагоприятные условия для деятельности предприятий, повысили значимость повышения конкурентоспособности и импортозамещения во многих отраслях. Данные условия также обусловили необходимость формирования и реализации антикризисных программ по выводу предприятий из состояния банкротства. Существенным плюсом таких программ должно стать внедрение антикризисного управления, способного не только устранить, но и предотвратить кризисные явления в деятельности предприятия.

Нынешний экономический кризис несет в себе не только негативные последствия, но возможности, которые связаны с внедрением инноваций в деятельность российских предприятий и со стоимостью рубля, позволяющим реализовать инвестирование. Многие зарубежные партнеры перестали взаимодействовать с российским рынком, причиной этому можно назвать высокорисковость рынка и сильную зависимость от внешних факторов.

Само понятие антикризисного управления предприятием возникло относительно недавно, однако сегодня применяется во многих сферах финансово-хозяйственной деятельности. Основной причиной его востребованности является перманентное реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, которые находятся на грани банкротства.

Антикризисное управление можно охарактеризовать как систему, направленную на управление предприятием, предотвращение или устранение негативных последствий и явлений. Инструментами данной системы служит весь современные управленческий потенциал, с помощью которого на предприятии разрабатывается и реализуется программа стратегического характера, устраняющая затруднения, сохраняющая и повышающая позиции предприятия на рынке, опираясь на собственные ресурсы.

Всю суть управления кризисами можно выразить в нескольких словах – кризис возможно спрогнозировать, ускорить, вызвать, предупредить, к кризису можно и нужно готовиться и также можно и нужно смягчать отрицательные последствия кризиса.

Во многих российских предприятиях стратегия антикризисного управления не разработана, не проводится, это обусловлено отсутствием необходимых знаний, ресурсов, кадров. В то же время нельзя отрицать актуальность подобных стратегий для повышения эффективности деятельности предприятия.

В данном случае требуется соблюдать следующие принципы и концепции разработки антикризисной стратегии на предприятии:

- предшествующая оценка финансовой ситуации на предприятии;

- своевременная реакция на проявления кризиса;

- соответствие реакции экономической ситуации в стране;

- применение и совершенствование собственных ресурсов.

Однако, следует помнить, что соблюдение вышеприведенных принципов не полностью отражает особенности антикризисного управления. В первую очередь, оно должно способствовать:

- внедрению системы мониторинга и контроля, выявляющую кризисные признаки на ранних стадиях;

- оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Антикризисная программа является главным инструментом антикризисного управления, она представляет собой комплекс мероприятий, действующих на все направления бизнеса, в том числе и человеческие ресурсы.

Кризис на предприятии зачастую появляется в связи с несоответствием его финансовой деятельности факторам внешней внутренней среды, что может быть определено неверной стратегией, способом организации бизнеса и, как следствие, слабым приспособлением к требованиям рынка. Оптимальным решением подобных проблем является реструктуризация предприятия, проводимая на основе разработанной стратегии.

Однако реструктуризацию в полном объеме надо осуществлять лишь при первых признаках приближающегося кризиса. Таким образом, перед предприятием, желающим выйти из кризиса, стоят две задачи: устранить последствия кризиса (восстановить платежеспособность) и добиться стабильного финансового положения.

Для реализации антикризисных мер должно осуществляться сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Антикризисную стратегию управления можно охарактеризовать в качестве долгосрочного определенного направления развития организации. Оно затрагивает сферу деятельности организации, средств и форм его деятельности, позиции организации в окружающей среде и системы взаимоотношений внутри организации.

К стратегия управления кризисами относят следующие взаимосвязанные направления: управление кризисами, подготовка к кризисам и предупреждение кризисов.

Еще одной необходимой составляющей эффективного функционирования современной организации является постоянное внедрение инноваций в антикризисном управлении, основная цель которых - создание превентивной системы управления организацией.

Сегодня среди таких инноваций выделяют: создание бизнес-интеллекта, внедрение концепции непрерывности бизнеса и использование антикризисной маркетинговой стратегии.

Эффективность антикризисного управления может оцениваться по степени достижения поставленных целей (локализация, смягчение или позитивное использование кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами).

Не стоит забывать, что борьба с кризисными явлениями недостаточна эффективна. Экономическими кризисами следует управлять, используя методы и приемы современного менеджмента.

Добиться наиболее раннего обнаружения угрозы кризиса можно при помощи мониторинга внешней и внутренней среды предприятия. Целесообразно также предотвращение кризисов методами стратегического и тактического менеджмента.

Сущность механизмов управления кризисами на предприятии представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Организационно-экономический механизм антикризисного управления.

Блоки организационно-экономического механизма антикризисного управления
Правовой Экономический Организационный Мотивационный Информационный
Содержание
Регламентация инструментов антикризисного управления в разрезе действующего законодательства Установление наличия или отсутствия возможности вывода предприятия из кризиса Определение задач и функций каждого структурного подразделения предприятия в иерархии общих целей антикризисной программы Координирование интересов участников Разработка методических подходов к прогнозированию положения предприятия на рынке
Инструменты
Нормативные и правовые акты Фундаментальный и стратегический анализ Образование антикризисной команды; разработка стратегии антикризисного управления Оптимизация сочетания интересов участников Методы прогнозирования изменения финансово-экономического положения предприятия

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что механизм управления кризисами является системой мероприятий, обеспечивающих восстановлений утраченной платежеспособности. Основой данной механизма являются взаимоувязанные элементы, включающие в себя правовые, организационные, экономические, стимулирующие и информационные признаки.

В заключение отметим, что применяемые принципы и концепции в управлении кризисами должны учитывать организационно-экономический механизм управления, который позволяет диагностировать кризис на ранней стадии. Осуществление мероприятий антикризисного управления на предприятии

способствует содействие преодолению их кризисного состояния и обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов в современных условиях.

Наши рекомендации