Сущность, цели и задачи антикризисного управления

Антикризисный процесс – применение к предприятию должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состоянии. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий. АУ – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, применительно к конкретному предприятию-должнику. Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции и т.п.

Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

АУ базируется на целенаправленном управлении. Выбор и формирование целей является исходным пунктом, АУ предполагает систему контроля и обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации.

Содержание правовой базы банкротства и порядок ее реализации.

Правовая база банкротства – это Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Постановления правительства и др. нормативно-законодательные акты.

Банкротство может быть инициировано подачей заявления в арбитражный суд: руководителем или собственником юридического лица, кредиторами, налоговыми органами, фондами социального назначения. Предприятие-должник может быть объявлено банкротом только по решению арбитражного суда. После принятия судом заявления кредиторы образуют комитет (собрание) кредиторов, который защищает их права.

Основными процедурами банкротства являются:

1. Наблюдение применяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства и осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. На этот момент руководство должника выполняет свои полномочия с определенными ограничениями. В период наблюдения проводится финансовый аудит и дается предварительная оценка деятельности компании. Временный управляющий пока только наблюдает со стороны за предприятием-должником, практически не вмешиваясь в его деятельность.

2. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения комитета кредиторов и осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено ФЗ. На период внешнего управления руководитель предприятия-должника отстраняется от должности. Все полномочия переходят к внешнему управляющему, которому передаются документы бухгалтерской и финансовой отчетности, печати, штампы, материальные ценности, оборудование. Основная цель внешнего управления - восстановление платежеспособности предприятия-должника и удовлетворение всех требований кредиторов. На основании решения комитета кредиторов и отчета внешнего управляющего суд может принять один из вариантов решений:

а) прекратить процедуры банкротства и начать расчеты с кредиторами в соответствии с реестром кредиторов;

б) отказать в утверждении отчета управляющего, объявить должника банкротом и открыть конкурсное производство;

в) утвердить мировое соглашение.

3. Санация (финансовое оздоровление) - процедура, направленная на восстановление платежеспособности предприятия-должника посредством финансовых вливаний со стороны и проведения целенаправленных реорганизационных мероприятий. Санация может проводиться с изменением юридического статуса предприятия, что сопровождается кардинальными структурными изменениями: слиянием, поглощением или, наоборот, разделением. Основная цель санации - добиться устойчивого финансового положения предприятия и вывести его из кризиса. Отличие санации от внешнего управления в том, что она проводится вне рамок банкротства, и поэтому дает больше шансов оздоровить предприятие.

4. Конкурсное производство открывается арбитражным судом и начинается с назначения конкурсного управляющего. Срок конкурсного производства не может превышать одного года. Он может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев и более. Все функции по управлению переходят к конкурсному управляющему, на которого возлагается ответственность за оценку имущества и активов должника. Все имущество должника, за исключением некоторых видов активов, реализуется на открытых торгах. Основная цель конкурсного производства - продажа имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, определенной законом.

5. Ликвидация юридического лица осуществляется после окончания конкурсного производства, утверждения отчета конкурсного управляющего и вынесения решения арбитражным судом. Ликвидация юридического лица считается законченной, после внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

6. Мировое соглашение - это соглашение между предприятием-должником и его кредиторами, которое предполагает обоюдное решение проблемы погашения кредиторской задолженности. Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе рассмотрения дела о банкротстве. Решение об его заключении принимает комитет кредиторов, простым большинством голосов, и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом. Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом. Суд может признать мировое соглашение недействительным, если: соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для одних и ущемляющие права других, кредиторов, или если исполнение мирового соглашения может привести к банкротству предприятия-должника.

Наши рекомендации