Сущность, задачи и принципы антикризисного фин. управления п/п.

Антикризисное фин. управление- си­стему принципов и методов разработки и реализации комплекса спе­циальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление фин. кризисов п/п, а также миними­зацию их негативных фин. последствий.

Главной цельюантикризисного фин. управления является восстановление фин. равновесия п/п и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых фин. кризисами.

Основные задачи антикризисного фин. управления

1. Своевременное диагностирование предкризисного фин. состояния п/п и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению фин. кризиса.Эта задача реализует­ся путем осуществления постоянного мониторинга фин. состо­яния п/п и факторов внешней фин. среды, оказываю­щих наиболее существенное влияние на результаты фин. деятельности.

2. Устранение неплатежеспособности п/п.В ряде случаев реализация только этой задачи позволяет пресечь углубление фин. кризиса п/п, восстановить его имидж среди хозяйственных партнеров и получить необходимый запас времени для реализации других антикри­зисных мероприятий.

3. Восстановление фин. устойчивости п/п.Реализация этой задачи осуществляется путем поэтапной структурной перестройки всей фин. деятельности п/п.

4. Предотвращение банкротства и ликвидации п/п. Для предотвращения банкротства и ликвидации п/п в процессе антикризисного фин. управления должна обеспечиваться эффективная внешняя его санация (с разработкой соответствующего инвестиционного проекта санации).

5. Минимизация негативных последствий фин. кризиса п/п.Эта задача реализуется путем закрепления позитивных результатов вывода п/п из состояния фин кризиса и стабилизации качественных структурных преобразований его фин. деятельности с учетом ее долгосрочной перспективы.

Система антикризисного фин. управления базируется на определенных принципах.

1. Принцип постоянной готовности реагирования.Достигаемое в результате эффективного фин. менеджмента фин. рав­новесие п/п очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития п/п опреде­ляется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усили­вает конкурентную позицию п/п, повышают его фин. потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кри­зисные явления в его фин. развитии.

2. Принцип превентивности действий.Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу фин. кризиса, чем осуществ­лять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий.

3. Принцип срочности реагирования. Чем раньше будут включены антикризисные фин. меха­низмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного равнове­сия будет располагать п/п.

4. Принцип адекватности реагирования.По­этому „включение" отдельных механизмов нейтрализации угрозы фин. кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект антикризисного фи­н. управления, или п/п в процессе антикризисного фин. управления будет нести неоправданно высокие затраты и потери.

5. Принцип комплексности принимаемых решений.Практически каждый фин. кризис п/п носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий, обеспечивающих эффектив­ную нейтрализацию влияния таких факторов и их негативных послед­ствий.

6. Принцип альтернативности действий.Этот принцип предпола­гает, что каждое из принимаемых антикризисных фин. реше­ний должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их резуль­тативности и оценкой затрат.

7. Принцип адаптивности управления. Необходим высокий уров­ень гибкости антикризисного фин. управления, его быстрой адапта­ции к меняющимся условиям внешней и внутренней фин. среды.

8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов.В процессе антикризисного управления, особенно на ранних стадиях диагностики фин. кризиса, п/п должно рассчитывать преимущественно на внутренние фин. возможности его нейт­рализации. В этом случае п/п может избежать по­тери управляемости и процедур внешнего контроля своей фин. деятельности.

9. Принцип оптимальности внешней санациипредполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе ан­тикризисного фин. управления. Такими критериями могут быть сохранение управления п/п его первоначальными учредите­лями, минимизация потери рыночной стоимости п/п и др.

10. Принцип эффективности.Реализация этого принципа обес­печивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового уп­равления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов. Оценка эффективности отдельных мероприятий антикризис­ного фин. управления носит сравнительный характер (на основе сопоставления уровня достижения отдельных целей и объема затрат фин. ресурсов по альтернативным вариантам управленческих решений).

Содержание процесса антикризисного финансового управления п/п.

Антикризисное фин. управление п/п - процесс, основным содержанием которого является под­готовка, принятие и реализация управленческих решений по предуп­реждению фин. кризисов, их преодолению и минимизации их негативных последствий. Для осуществления антикризис­ного фин. управления на п/п часто создается специ­альная группа высококвалифицированных менеджеров, наделяемая осо­быми полномочиями в принятии и реализации управленческих решений, а также соответствующими фин. ресурсами.

Процесс антикризисного фин. управления п/п строится по следующим основным этапам.

1. Осуществление постоянного мониторинга фин. состо­яния п/п с целью раннего обнаружения симптомов фин кризиса.Такой мониторинг организуется в рамках общего мони­торинга фин. деятельности п/п как самостоятельный его блок с целью выявления ранних признаков возможного фин. кризиса.

2. Разработка системы профилактических мероприятий по пре­дотвращению фин. кризиса при диагностировании предкризис­ного фин. состояния п/п.Антикризисное фин. управление п/п на этом этапе характеризуемое как „управ­ление по слабым сигналам", носит преимущественно превентивную направленность.

3. Идентификация параметров фин. кризиса при диагно­стировании его наступления.Такая идентификация осуществляется на основе классификации фин. кризисов п/п по результа­там мониторинга показателей — „индикаторов кризисного развития".

4. Исследование факторов, обусловивших возникновение фин. кризиса п/п и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления.Такое исследование последовательно осуществляется сле­дующим образом: 1)идентифицируются отдельные факторы финан­сового кризиса. 2)исследуется степень влияния отдельных фак­торов на формы и масштабы фин. кризиса п/п в раз­резе отдельных параметров „кризисного поля". 3)прогнозируется развитие факторов фин. кризиса и их совокупное негативное влияние на развитие фи­н. деятельности п/п.

5. Оценка потенциальных фин. возможностей п/п по преодолению фин. кризиса.Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсив­ность использования стабилизационных механизмов.Оценивается объем чистого денежного пото­ка п/п. Оценивается состояние страховых резервов фин. ресурсов п/п и их адекватности масштабам уг­роз. Определяются возможные направления эко­номии фин. ресурсов п/п в период протекания фин. кризиса. Определяются возможные альтернатив­ные внешние источники формирования фин. ресурсов.Оценивается качественное состояние фин. потенциала п/п с позиций возможного преодоления фин. кризиса

6. Выбор направлений механизмов фин. стабилизации п/п, адекватных масштабам его кризисного фин. со­стояния.Выбор таких механизмов призван стабилизировать фин. состояние п/п путем соответствующих преобразований важ­нейших параметров его фин. структуры — структуры капита­ла, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры инвестиционного портфеля и т.п.

7. Разработкаи реализация комплексной программы вывода п/п из фин. кризиса.Такая комплексная программа раз­рабатывается обычно в форме двух альтернативных документов — комплексного плана мероприятий по выводу п/п из состоя­ния фин. кризиса или инвестиционного проекта фин. санации п/п.

Комплексный план мероприятий по выводу п/п из со­стояния фин. кризиса разрабатывается в тех случаях, когда предусматривается использование преимущественно внутренних ме­ханизмов фин. стабилизации в рамках объема фин. ре­сурсов, формируемых из внутренних источников.

Инвестиционный проект фин. санации п/п раз­рабатывается в тех случаях, когда п/п для выхода из фин. кризиса намеренно привлечь внешних санаторов. Такой про­ект носит форму бизнес-плана санации.

8. Контроль реализации программы вывода п/п из фи­н. кризиса.Такой контроль возлагается, как правило, на глав­ных менеджеров п/п. Основная часть мероприятий комплек­сной программы вывода п/п из фин. кризиса контролируется в системе оперативного фин. контроллинга, организованного на п/п.

9. Разработка и реализация мероприятий по устранению п/п негативных последствий фин. кризиса.Система таких мероприятий на каждом п/пносит индивидуализирован­ный характер и направлена на последующую стабилизацию качествен­ных структурных преобразований его фин. деятельности.

Наши рекомендации