Понятие и сущность антикризисного управления

Антикризисное управление может выступать в широком или в узком смысле:

- В широком смысле антикризисное управление – это система мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики;

- В узком смысле – система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае её затяжного и непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для узкой трактовки антикризисного управления большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Эта процедура регулируется законодательно.

Главная задача антикризисного управления – обеспечение таких условий, когда финансовые затруднения не будут иметь постоянный стабильный характер. Это достигается быстрыми и действенными реакциями на изменение как внешней, так и внутренней среды, реализуемыми посредством заранее разработанных программ, предусматривающих различные действия в зависимости от той или иной ситуации.

Антикризисное управление включает в себя все основные экономические дисциплины, объединяя их в единую систему, охватывающую диагностику, предупреждение, нейтрализацию и преодоление кризиса.

Управленческие школы менеджмента в антикризисном управлении

Процесс принятия решений и сами решения относительно кризисных явлений должны определяться в зависимости от конкретной ситуации и с учётом сохранения базовых характеристик организации. Например, должны быть сохранены структура фондов, персонал, профиль деятельности.

При этом следует учитывать опыт предшествующих в классическом менеджменте научных школ, исследование которых может оказать существенную помощь в прогнозировании вариантов развития событий, управлении персоналом в условиях кризиса и при анализе текущей ситуации, а их методики в выработке и реализации управленческих решений, направленных на локализацию кризиса.

Наиболее существенны для антикризисного управления 6 школ:

1. Операционно-административная школа;

2. Школа человеческих отношений и поведения;

3. Количественная школа;

4. Системно-ситуационная;

5. Школа организационной культуры;

6. Процессуальня школа.

Применимость школ антикризисного управления

Операционно-административная школа базируется на теории управления операциями и теории администрирования. Ей присущи следующие постулаты:

- все действия должны быть согласованы и подчинены главной цели – выходу из кризиса;

- стремление к сплочению труда всего коллектива, даже путём уступок трудовому составу;

- создание условий для повышения производительности труда с целью преодоления дефицита ресурсов;

- необходим научный подход к анализу динамических процессов, к составлению перспективной модели и разработки механизмов по её использованию;

- разделение функций с целью устранения дублированных действий и сосредоточение группы работников на тех функциях, с которыми они справляются наиболее успешно;

- разработка системы поощрения, обеспечение общего единоначалия, наделение менеджеров соответствующими полномочиями и ответственности;

- обеспечение поддержания дисциплины на всех уровнях;

- достижение стабилизации внутренней среды посредством сохранения рабочих мест и отказа от частых перемещений работников.

Основные направления школы человеческих отношений и поведения базируются на личностных и психологических качествах человека. При разработке антикризисных мероприятий согласно данной концепции выделяются следующие направления:

- осуществлять индивидуальный подход к каждому члену коллектива;

- менеджером необходимо уделять повышенное внимание личным проблемам подчиненных, так как они отвлекают сотрудников от их обязанностей;

- нейтрализовать неформальные группы, так как они могут оказывать благоприятное влияние на коллектив в целом;

- сформировать систему внутрифирменной информации, корпоративный дух;

- набирать таких руководителей так, чтобы они могли поддерживать на предприятии благоприятный климат.

Качественная школа.Очень ценной оказалась имеющаяся в рамках данной школы способность достаточно быстро выполнять операции по принятию решений, оценки кризисной ситуации, а также формулировании большого количества вариантов решения конкретной проблемы и вариантов развития предприятия.

Приёмы количественной школы:

- экономико-математический анализ и моделирование;

- методы количественных измерений;

- разделение процесса разработки решений на серию последовательных шагов.

Системно-ситуационная школа.Суть системного подхода - рассматривание всех элементов организации в виде условной системы, в которую могут быть включены различные подразделения. Ситуационный подход является базовым по таким направлениям, как оценка состояния кризиса, прогнозирование развития событий и прочие операции, где требуется учёт текущих обстоятельств.

Системно-ситуационный подход предполагает:

- осуществление мониторинга внешней и внутренней среды фирмы;

- экспресс-анализ развития системы;

- составление прогнозов развития ситуации и разработка многовариантных управленческих решений, адекватных её изменению.

Школа организационной культуры. По представлением приверженцев данной школы организационная культура – совокупность доминирующих в коллективе ценностей, убеждений, установок, а также общий моральный климат, которые помогают членам коллектива понять назначение организации в целом, механизм её функционирования, нормы поведения и правила следования им.

Базируется на:

- демократизации управления;

- повышение технологического уровня производства;

- интернационализации.

Школа организационной культуры проявляется в систематическом обучении персонала специальным, общетехническим и экономическим знаниям, привитии организованности и самостоятельности.

Процессуальная школа.Суть данной школы в том, что управление в целом рассматривается не как серия разрознённых действий, а как единый процесс воздействия на организацию.

Основные принципы:

- программно-целевое построение всей управленческой деятельности;

- инновативность в планировании антикризисных мероприятий и функционировании управленческого персонала;

- стратегический уровень операций;

- активный и личный подход менеджеров к решению проблем;

- повышенная ответственность за принятые решения.

Антикризисное государственное регулирование

Для поддержания стабильной экономики на уровне страны, государство реализует меры антикризисного регулирования, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и с целью их профилактики.

Все меры государственного регулирования экономических процессов, в том числе направленные на достижение заранее заданных параметров роста, является одновременно и мерами предупреждения возникновения кризисных явлений.

Антикризисное регулирование относится к государственным мерам в масштабах всей экономики страны и осуществляется путём косвенного воздействия на товаропроизводство на макроуровне.

К антикризисным мероприятиям относят:

- законодательное регулирование экономических процессов;

- действия, осуществляемые с целью координации кризисных процессов.

Для выполнения функций по управлению экономическими процессами, государство использует систему рычагов:

- на макроуровне – законодательно и бюджетно;

- на микроуровне – системой заказов, поддержке среднего и малого бизнеса.

Участие государства в регулировании экономических процессов на микроуровне может быть выражено в пассивной (банкротство) и активной форме (структурные преобразования, инновации).

Антикризисное регулирование со стороны государства осуществляется посредством ряда инструментов организационно-экономического и нормативно-правового воздействия, часть из которых направлена на защиту предприятий от кризисных явлений, а также на предотвращение банкротства или их ликвидацию. К этим инструментам относятся:

- нормативно-законодательная деятельность, базирующаяся на ряде законодательных актов (ГК РФ, Конституция, Закон РФ о несостоятельности);

- финансовое регулирование представляет собой управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства (бюджет), а также источниками доходов, расходов, порядком их формирования и использования;

- регулирование производства – осуществляется посредством внедрения достижений НТП, изменений в направлениях экспорта, финансовой поддержки промышленных предприятий, государственными заказами, разработкой специальных программ развития производства;

- перераспределение доходов – предполагает предотвращение абсолютной бедности и массовой безработицы, поддержание уровня жизни бедных слоёв населения, назначения пенсий, стипендий, пособий.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования в РФ, является Федеральное управление по делам о несостоятельности или финансовому оздоровлению.

Функциями этой службы являются:

- анализ финансового и экономического состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, а также подготовка рекомендаций по их устранению;

- проведение работ по формированию критериев оценки платежеспособности предприятий, а также учёт неплатёжеспособных предприятий;

- в случае, когда необходимо участие собственника предприятия в ходе осуществляемых процедур признания предприятия банкротом служба может выступать уполномоченным представителем собственника государственного предприятия.

Следует отметить, что методы воздействия, исходящие от кредиторов, осуществляются в рамках закона. Закон происходит от государства, следовательно, эти методы можно рассматривать как антикризисное государственное регулирование.

Методы воздействия государства не предприятие-должника заключаются в:

1. Оказании предприятию финансовой помощи со стороны органов власти федерального, регионального и местного уровней;

2. Реорганизации и реконструкции предприятия, изменении системы методов управления и инвестиционной политики, смене кадров;

3. Продаже части имущества предприятия и в погашении задолженности перед кредитором;

4. Продаже предприятия на открытом аукционе;

5. Ликвидации предприятия по решению арбитражного суда;

6. Заключении добровольного мирового соглашения с кредитором.

Наши рекомендации