Тема 7. Оборотный капитал коммерческой организации

Подробнее данная тема будет рассмотрена в стажировке.

Тема 8. Финансовое планирование коммерческой организации.

Финансовый план - это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля над реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников). Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.

В процессе составления проекта финансового плана осуществляется творческий подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.

Разработка финансового плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.

Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность:

1) Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании.

2) Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.

3) Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.

4) Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.

5) Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.

Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также: планирование натуральных показателей и планирование по структурным подразделениям.

Финансовый рычаг (коэффициент соотношения заемных и собственных средств) характеризует степень финансового риска в связи с чрезмерным использованием заемного капитала на предприятии. Чем больше коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень часто определяется условиями работы каждого предприятия, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Поскольку в торговом предприятии высокая скорость материальных оборотных средств и высокая интенсивность поступления денежных средств, то коэффициент соотношения собственных и заемных средств может намного превышать 1. По организации ЗАО «Космос-М» наблюдается практически удвоение данного коэффициента за период с 2009 года по 1 квартал 2010 года в связи с получением кредита в 1 квартале 2010 года. Таким образом, организация становится все более зависимой от заемного капитала.

Расчет точки безубыточности

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, издержек производства, объема и структуры реализации продукции, в конечном счете, сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и точным способом определения взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности, т.е. определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Рассчитаем безубыточность реализации на единицу продукта под кодовым названием Б-1.

Безубыточность реализации продукции рассчитывается для всей продукции в целом и для каждого ее отдельного вида. Для определения точки безубыточности рассчитывают сумму и коэффициент покрытия. Метод калькуляции по величине покрытия предусматривает расчет только переменных издержек, связанных с производством и реализацией единицы продукции. В основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия. В табл. 2.3. отражены основные финансовые показатели ЗАО «Космос-М» для расчета безубыточности.




Наши рекомендации